1 апреля стартовало строительство газопровода "Сила Сибири", по которому газ будет поступать на российский Дальний Восток и на экспорт в Китай.
Примерно полгода назад все могли видеть на телеэкранах, как президент России Владимир Путин принял участие в церемонии, посвященной соединению первого звена этого самого газопровода. Однако санкции Запада и падение курса рубля (во многом искусственного) заставили российские власти пересмотреть ряд дорогостоящих проектов. В 2015 году из-за девальвации российской валюты и падающих цен на нефть будущее газопровода стало вызывать сомнения. Так, контрактная цена поставок газа по "Силе Сибири" снизилась на $80 млрд, или больше чем на 30%.
И тем не менее строительство трубы все-таки началось. Общая протяженность участка от Чаянды до Китая составляет 2136 километров, общая стоимость трубопровода равна 770 миллиардам рублей - это 360 миллионов за один километр.
Планируется и прокладка еще одного газопровода из Сибири в Китай с условным названием "Алтай", который соединит уже действующие месторождения Западной Сибири с китайскими потребителями. Детали нового контракта могут быть обнародованы в мае, в ходе визита китайского руководства в Москву.
Практически одновременно прошло куда менее обсуждаемое сообщение, что Газпром полностью расплатился с европейским партнерами за 50-процентную долю в несостоявшемся проекте "Южный поток", затратив более $1 млрд. Напомним, что этот газопровод планировалось построить в обход Украины, чтобы снизить транзитные риски. Труба мощностью 63 млрд кубометров в год должна была быть проложена по дну Черного моря от Анапы до болгарской Варны, а затем по суше до австрийского Баумгартена, где находится газовый хаб. Но из-за позиции Еврокомиссии Россия отказалась от проекта и будет строить другую трубу, через Турцию. Новый проект получил название "Турецкий поток".
Анализируя оба сообщения, можно сделать вывод, что Россия в своей энергетической политике отвернулась от Европы и делает ставку на азиатское пространство. Но это было бы примитивным истолкованием сути ее политики.
При резко возросшем интересе России к азиатским рынкам и в первую очередь таким крупным потребителем, как Китай, она вовсе не отказывается от сотрудничества с Европой, которая остается (пока) самым крупным потребителем природного газа.
Даже с той же Украиной, с которой в основном связаны конфликты последних лет, Газпром не прекращает сотрудничества. Как доказательство - он добровольно согласился продавать Украине газ дешево до конца июня. Речь идет об обнулении экспортной пошлины на газ, которая составляет $100 за одну тысячу кубометров. Таким образом, стоимость газа для Украины окажется на одном из самых низких европейских уровней в $250/ К сожалению, со стороны Украины газовый компромисс заключается в том, чтобы Россия дала скидку, а ЕС –деньги. Надо отметить, что Европа не так уж охотно пытается платить за Украину. Это связано как с неопределенностью ситуации в стране, так и с таким экономическим фактором, как утрата значения украинского газового транзита для Европы. По мнению немецких ученых из Института по изучению экономики энергетики, остановка транзита на один-два месяца не создаст серьезных проблем для европейцев, которые построили у себя густую сеть альтернативных газопроводов.
Что же касается самой Украины, то все ее заявления об отказе от российского газа – не более чем блеф. Буквально на днях министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин заявил, что без российского газа Украина не сможет обойтись при подготовке к следующему отопительному сезону. Правда, в своих расчетах он подчеркивал, что теперь его страна ориентируется в первую очередь на реверс газа из европейских стран. В 2014 году Украина импортировала из Европы 5,1 млрд кубометров газа, что на 59% больше уровня предыдущего года. А вот импорт газа из России в 2014 году снизился в 1,8 раза - до 14,5 млрд кубометров. Но надо учесть, что российский газ в 2014 году не поставлялся Украине почти шесть месяцев из-за колоссального долга. Сейчас Киев может получать из Евросоюза приблизительно 60 млн кубометров газа в сутки, из них 45 млн - из Словакии, 4 - из Польши и где-то до 12 - из Венгрии.
Но, если разобраться, то этот самый реверс из Европы оказывается все тем же российским газом. История с реверсом вполне могла бы стать основой для детективного романа, а пока стала основой для судебных процессов. Так, потребители из Европы заказывают в России заведомо избыточное количество газа, а затем делятся им с Украиной. Все бы ничего, но зачастую объем заявок (особенно зимой) превышает возможности Газпрома. И тогда щедрые по отношению к Украине европейцы пытаются наказать через суд поставщика, не обеспечившего выполнение заявки. Газпром потратил от 5 млрд до 6 млрд долларов на неудавшиеся попытки предотвратить реверс российского газа из стран Западной Европы на Украину. В том числе недополученная выручка при поставках газа в дальнее зарубежье составила 5,5 млрд долларов. Еще в 400 млн оценены штрафы за недопоставку номинированных покупателями объемов газа.
Тем не менее, Газпром, не отказываясь от сотрудничества с Европой, планирует поставки по крайней мере 60 млрд кубометров через новый "Турецкий поток" и расширяет возможности "Северного потока". Любопытно, что формирующиеся потоки газа в Европу из конкурирующих государств не обладают достаточным ресурсом, а потому говорить о полной или даже полноценной замене российского газа рано.
Впрочем, дело не в том, обойдется ли Европа без нашего газа или нет. Важно, что рушится система, сложившаяся за последние десятилетия и вполне возможно, что поставщикам газа из разных стран придется от обсуждения общих вопросов, как сейчас, переходить к выработке общей политики и даже – по примеру ОПЕК – общих цен.
Важно и то, что создавая новую газовую систему в Азии, российские поставщики в самом начале учли, что наряду с ними в регион пойдут коллеги из стран Центральной Азии и, возможно, Ближнего Востока. Так, к китайским проектам Газпрома может в определенной степени подключиться Казахстан. Он предлагает Москве альтернативные варианты поставок газа в Китай. Еще один важный игрок энергетического рынка – Туркмения, занимающая четвертое место в мире по запасам природного газа. Долгое время в Туркмении рассчитывали на строительство газопровода Nabucco, по которому местный газ через Азербайджан и Турцию поступал бы в Европу, но в 2013 году этот проект был аннулирован. В последнее время оживилась дискуссия вокруг проекта газопровода ТАПИ (Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия). Планируется, что он достигнет окончательной своей точки - населенного пункта Фазилка на границе Пакистана с Индией и к 2018 году по нему газопроводу будет поставляться 90 млн кубометров газа в сутки.
Огромный потенциал в регионе у всех пяти стран Каспия, но реально планировать новые газовые магистрали станет возможно будет лишь после урегулирования проблем бассейна – от делимитации шельфа до разрешения прокладывать трубопроводы по дну моря. Тогда можно будет говорить о дальнейшем развитии газовой инфраструктуры, о новых газовых маршрутах, позволяющих интенсифицировать развитие новых районов Азии.