В канун празднования 70-летия Победы во второй мировой войне в Москве планируется подписать документы по китайским инвестициям в строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань. Почему Китай вкладывает деньги в российские дороги?
Дело в том, что скоростная магистраль, позволяющая добраться из столицы России в столицу Татарстана за 3,5 часа вместо нынешних 11,5 - часть огромного по всем параметрам проекта "Шелковый путь", связывающего Китай с Европой. В частности, железнодорожную магистраль Москва – Казань мы и сейчас готовы продолжить до Пекина. Таким образом, Китай получит прямой выход на Европу.
Одновременно осуществляется и строительство трансконтинентальной автомагистрали Европа – Западный Китай - самый протяженный в мире экономический коридор с большим потенциалом государственного и регионального взаимодействия, охватывающий страны с населением свыше трех миллиардов человек. Реализация проекта позволит сократить срок доставки грузов из Китая в страны Евросоюза до 10 дней. Общая протяженность маршрута Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород — Казань — Оренбург — Актобе — Кызылорда — Шымкент — Тараз — Кордай — Алматы — Хоргос — Урумчи — Ланьчжоу — Чжэнчжоу — Ляньюньган составляет 8 445 км. Из них 2 233 км пройдут по территории Российской Федерации, 2 787 км — Республики Казахстан и 3 425 км — Китайской Народной Республики. Помимо решения транспортных проблем проект направлен на ускоренное развитие западных провинций Китая. Но не следует думать, что Казахстан и Россия ограничатся ролью путевых обходчиков при скоростной магистрали. Безусловно, транспортные коридоры важны для обоих государств и помогут в развитии экономической и социальной инфраструктуры. Они же дают толчок для экономического развития регионов вдоль трассы.
И все же потенциал этих транспортных проектов не идет ни в какое сравнение с так называемым «Экономическим поясом Шелкового пути», который был задуман Китаем как проект, способный превратить КНР в транспортно-инфраструктурную сверхдержаву XXI века.
Собственно, "Шелковых путей" будет два - морской и сухопутный. Точный маршрут наземного еще обсуждается, но по основному замыслу он должен начинаться в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, а далее - Казахстан, Средняя Азия, северный Иран, Ирак, Сирия, Турция, Болгария, Румыния, Чехия, Германия. Но уже сейчас начинается проектирование как отдельных участков, так и таких крупных высокоскоростных магистралей как Белград-Будапешт и Пекин-Москва. Во всяком случае, у участников нет возражений, а Китай уже начал подготовку к выдаче дешевых кредитов из специального фонда. К тому же могут быть использованы средства только что созданного Азиатского банка инвестиций. Обозреватели считают, что Пекин намерен с помощью экономики добиться успеха там, где американцам не удалось сделать это военной силой и политическими интригами. Создание новых предприятий в зоне пояса, новые рабочие места позволят не только сократить там чудовищную безработицу, поднять уровень жизни населения, но и устранить вооруженные конфликты и отбить охоту у молодежи вступать в Талибан и ИГИЛ.
А вот с "Морским шелковым путем XXI века" все обстоит не так гладко. Он должен начаться в китайских портах Гуанчжоу и Кантон, откуда пойдет через Таиланд, Вьетнам, Малайзию, Сингапур и Индонезию. Затем - Индийский океан, Красное море, Персидский залив, Суэцкий канал и Средиземное море. Причем – с ответвлением в Африку. И далее до точки встречи двух путей, наземного и морского в итальянской Венеции. Быстрее всего на стратегию "Шелкового пути" отреагировали США. Они готовят свой "азиатский поворот" как необходимую меру для сдерживания Китая и срыва его планов в отношении "Морского Шелкового пути XXI века". В частности, они работают над созданием Транстихоокеанского торгового пакта, в котором участие Пекина не предусматривается, и занимаются активизацией военных связей в регионе. В итоге Пекину не удалось добиться однозначной поддержки руководством стран АСЕАН проекта "морского пути" и сколь-нибудь весомых гарантий интеграции в него. Поэтому руководство КНР приняло решение сделать акцент на сухопутной составляющей "пути".
Это и естественно. В условиях глобализации мировой экономики транспортные проекты приобретают особую значимость: государства, не имеющие инфраструктурной базы выхода на мировые рынки, не только не могут претендовать на статус центров экономического роста, но и не в состоянии поддерживать необходимый для стабильного развития уровень благосостояния населения. В то время как страна, которая инициирует и спонсирует строительство трансконтинентальных магистралей, фактически устанавливает "внешний контроль" над производственными возможностями стран-участниц. Учитывая тактику КНР по экспорту своей рабочей силы на места реализации инфраструктурных проектов, представляется, что транспортные проекты смогут не только обеспечить Пекину контроль над перемещением товаров, услуг, капиталов, людей, но и значительно расширят демографическое и, следовательно, геополитическое присутствие в той или иной стране.
"Экономический пояс Шелкового пути" – всесторонний проект, который распространяется на восток, запад, север и юг. Если он получит развитие, это принесет выгоду примерно 3 миллиардам человек, подсчитали китайцы. В рамках идеи экономического пояса можно создать евразийскую экономическую зону, которая будет включать Китай, Центральную Азию и Европу.
Помнится, что какое-то время назад был разрекламирован американский геополитический проект Нового Шелкового пути ("New Silk Road"). Чем же он отличается от того, что предстоит строить Китаю и его евразийским союзникам?
Начнем с того, что после распада СССР в 1991 году в регионе Центральной Азии началась геополитическая конкуренция между великими державами – Россией, США, Китаем, в которой приняли участие Пакистан, Индия, Турция, Иран, Саудовская Аравия и Евросоюз. При этом каждая из великих держав имела свой проект создания транспортного коридора из Центральной Азии.
Наиболее агрессивный американский план предусматривал, что центральноазиатские республики будут играть роль "санитарного кордона", разделяя такие крупные евразийские державы, как Россия, Китай и Иран. Не секрет, что в Вашингтоне существуют и планы создания новых государств: Южный Азербайджан, Гилянь (одна из провинций Ирана), Синьцзян, Маньчжурия, Великая Монголия (объединит современную Монголию, Внутреннюю Монголию Китая, Туву и Бурятию). Китайский проект в отличие от американского, не содержит прямых политических условий для участия в нем. Только взаимовыгодная торговля, и никаких политических блоков, обещают китайцы. Во всех декларациях они подчеркивают, что проект не носит интеграционного характера. Только бизнес. Но ведь объединение всей Евразии (региона с населением в 3 миллиарда человек, а это свыше 40% населения Земли!) в единый потребительский рынок на основе создания мощных транспортно-логистических узлов – это далеко выходит за пределы обычного бизнес-плана. Это, если хотите, создание геополитического евразийского мегапроекта.
Входит ли проект "Экономического коридора Шелкового пути" в противоречие с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС)? Сравним основные цели и задачи пути и союза. Три государства-основателя приняли обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. А ведь и создание "Шелкового пути" преследует те же самые цели и задач, но только для гораздо большего количества стран. Вот и получается, что создание ЕАЭС можно расценивать как огромный вклад России, Казахстана и Белоруссии в реализацию проекта "Экономического коридора Шелкового пути".
И все же "Шелковый путь" объективно станет конкурентом для России с ее БАМом и Транссибирской магистралью. А со временем – и с новыми маршрутами транспортировки нефти и газа в Европу. В то же время он несет для нас огромные возможности. Россия - неотъемлемая составная часть "Шелкового пути". Ведь она является не только транзитером, но и ключевым партнером евразийского коридора в северной его части. Дополнительные перспективы в рамках "Шелкового пути" неожиданно возникли у России в связи с приобретением Крыма.
К тому же Китай готов к рассмотрению вопроса о включении в проект планов реконструкции БАМа и Транссиба, строительства на российской территории высокоскоростных железнодорожных магистралей, участия в модернизации и расширении аэропортовых комплексов в Сибири и на Дальнем Востоке.
Как будут использованы эти возможности сотрудничества, мы узнаем скоро. Проект "Шелкового пути" станет главной темой российско-китайских переговоров, которые пройдут между президентом Владимиром Путиным и главой КНР Си Цзиньпином в мае этого года в Москве.