Каспийский регион имеет все шансы превратиться в один из наиболее эффективных в Евразии транспортных узлов. Он станет важной частью проектов по формированию международных транспортных транзитных коридоров «Север-Юг» и «Один пояс – один путь» в направлении Восток-Запад. Этому будет способствовать подписанная Россией, Азербайджаном, Ираном, Казахстаном и Туркменией Конвенция о статусе Каспийского моря. В понедельник в казахстанском городе Актау прибрежные государства объявили Каспий своим совместным внутренним водоемом, на который распространяются их суверенные и исключительные права и юрисдикция.
Конвенция регулирует обязательства стран-участниц по использованию Каспийского моря, его вод, дна, недр, природных ресурсов и воздушного пространства. Отныне плавать по Каспийскому морю, проходить в него или из него имеют право только суда под флагом одной из пяти прибрежных стран. В целом же Конвенция, к которой пять государств шли более 20 лет, закрепила за Каспием особый правовой статус и озера, и моря, сочетающий в себе смешанные правовые нормы.
В соглашении подчеркивается, что страны-участницы обеспечивают право «на свободный доступ из Каспийского моря к другим морям, Мировому океану и обратно на основе общепризнанных принципов и норм международного права» для обеспечения транзита «в целях расширения международной торговли и экономического развития».
Этот документ позволяет сблизить позиции России, Ирана и Азербайджана в развитии железнодорожных и морских путей в системе коридора «Север-Юг».
После завершения строительства в Иране западного участка коридора от города Решт, столицы прикаспийской провинции Гилян, до пограничного пункта Астара на ирано-азербайджанской границе новый участок станет частью прибрежной транспортной инфраструктуры, упрощающей доступ к иранскому порту Энзели и к каспийским портам Азербайджана и России. А восточный участок железной дороги Гармсар-Горган-Инче-Борун, который сейчас электрифицируется «Российскими железными дорогами», проходит вдоль иранского побережья Каспийского моря и подходит к границе с Туркменией также вблизи от побережья. Он позволит расширить транспортно-пассажирские потоки из Ирана в Туркмению и Казахстан. Таким образом, два участка железных дорог встраиваются в развитие транзитно-транспортной системы Каспия, но и одновременно подключают Каспийский регион к транзитным маршрутам от Китая и Индии через территорию Ирана, Азербайджана, Центральной Азии и России в Европу
В этом смысле потенциал у Каспия колоссальный. Но пока он задействован лишь на четверть. «Несмотря на огромные возможности прикаспийских государств, объем преимуществ, полученных от морского транспорта, незначителен по сравнению с созданными мощностями и строящимися объектами, - отметил в этой связи Хасан Роухани во время своего выступления на церемонии подписания Конвенции. - В настоящее время пропускная способность портов прибрежных городов Каспийского моря составляет около 130 млн тонн, а максимальный объем морского транспорта - 30 млн тонн, что составляет менее 25% потенциальных возможностей. Каспийское море способно сделать перевозки грузов и пассажиров более удобными и дешевыми, развивая лучшие и эффективные судоходные линии между прибрежными странами. Поэтому расширение и модернизация портов в этом море могут быть включены в повестку дня прибрежных стран». В целях расширения экономического сотрудничества и развития транзитных коридоров иранский президент призвал к формированию таможенных союзов и «единого таможенного окна», свободных экономических зон, совместных транспортных компаний и производственных предприятий, к расширению банковского сотрудничества, туризма. Хасан Роухани предложил также облегчить процедуры выдачи виз и перейти к их полной отмене.
Стороны Конвенции договорились и о квотировании вылова рыбы. Это особенно важно, учитывая, что на Каспийское море приходится большая часть мирового вылова осетровых пород.
Как любой международный документ, Конвенция не совершенна и является плодом компромисса между каспийскими государствами. Принципиально удалось договориться о территориальных водах – их ширина не должна превышать 15-мильной зоны, а также о ширине рыболовной зоны – она устанавливается в размере 10 морских миль, прилегающих к территориальным водам. В пределах своих территориальных вод прибрежные страны могут развивать добычу и разведку углеводородов по своему усмотрению.
Однако сторонам не удалось договориться о разграничении дна и недр Каспийского моря на секторы и принципах недропользования за пределами территориальных вод. Конвенция оставляет странам участницам решение этих вопросов на двусторонней основе и на базе общепризнанных принципов и норм международного права. Переговоры по этим проблемам на пятисторонней основе будут продолжены.
Каспийское дно богато углеводородами. Всего объём разведанных запасов нефти на каспийском шельфе — около 10 млрд тонн. Разделение дна - это чувствительная тема, поскольку затрагивает вопрос о спорных участках, где обнаружены большие залежи нефти и газа. Пока не решен спор между Туркменией и Азербайджаном по месторождению нефти Кяпаз (Сердар). Под участком дна, на который претендуют Иран и Азербайджан, расположено нефтегазовое месторождение Сардар Джангал, чьи запасы оцениваются не менее чем в 2 млрд баррелей. Для сравнения: все запасы нефти Азербайджана составляют 7 млрд баррелей. Решение этих вопросов отодвигается на неопределенное время.
Безусловно, компромиссом стала статья, разрешающая сторонам «прокладывать подводные магистральные трубопроводы по дну Каспийского моря». Ранее Россия и Иран выступали против подобных проектов. Документ фактически дает зелёный свет строительству Транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджан, получившему поддержку Соединенных Штатов и Евросоюза. По нему туркменский газ будет поступать в Европу по южному газовому коридору и конкурировать с российским. Но это представляется той разумной уступкой российской и иранской дипломатии, которая с лихвой перекрывает преимущества в области региональной безопасности, предоставляемые Конвенцией.