В понедельник, 13 января, королева Великобритании Елизавета II собрала в Сэндрингемском дворце высокопоставленных членов монаршей семьи, чтобы обсудить будущее герцога и герцогини Сассекских. Подобный сбор членов королевской семьи называют не иначе как «Сэндрингемским саммитом», и он проводится крайне редко.
Нынешний сбор был вызван громким скандалом, связанным с заявлением принца Гарри и его супруги Меган Маркл отказаться от полномочий членов королевской семьи. Это решение герцога и герцогини Сассекских вызвало бурю негодования у королевы Елизаветы II и других высших членов монаршего семейства и привлекло пристальное внимание не только британского общества, но и всей мировой общественности. В самой Британии этот скандал затмил даже предстоящий в конце этого месяца выход страны из Евросоюза (Brexit).
Пожалуй, со времени гибели принцессы Дианы в августе 1997 года, внимание британского общества не было так пристально приковано к жизни монаршей семьи. Даже недавний сексуальный скандал с принцем Эндрю как бы отошел на второй план, уступив «пальму первенства» решению принца Гарри и Меган Маркл отказаться от королевских привилегий. В этой связи все с нетерпением ждали итогов «Сэндрингемского саммита», который должен был решить дальнейшую судьбу герцога и герцогини Сассекских.
И вот в понедельник вечером Букингемский дворец распространил заявление, в котором говорится, что королева Елизавета II поддерживает принца Гарри и его супругу Меган Маркл в их решении начать «новую жизнь», отказавшись от статуса старших членов королевской семьи и сопровождающих его обязанностей. Однако королева предпочла бы, чтобы они остались полноценными старшими членами королевской семьи. Тем не менее, Елизавета II одобрила «переходный период» для принца Гарри и Меган Маркл, в течение которого чета постепенно будет отказываться от королевского финансирования и будет жить в Канаде и Великобритании. К слову, герцогиня Сассекская предпочла бы проживать у себя на родине – в США, но из-за ее публичного скандала с президентом Дональдом Трампом в настоящее время это невозможно. А с учетом того, что нынешний глава Белого дома наверняка победит на президентских выборах в ноябре этого года, герцог и герцогиня Сассекские еще четыре года не смогут перебраться на проживание в Соединенные Штаты.
Решение «Сэндрингемского саммита», вопреки ожиданиям многих, оказалось довольно-таки мягким по отношению к принцу Гарри и его супруге. Видимо, помянутая о негативной реакции британского общества в случае с принцессой Дианой, на этот раз королева Елизавета II решила не усугублять ситуацию и особо не нагнетать обстановку вокруг монаршего семейства. Дальнейшее раздувание нынешнего скандала монаршему семейству Виндзоров, судя по всему, совсем не нужно, и по этой причине королева решила поставить в этом деле «жирную точку», отпустив молодую чету «с миром».
Здесь следует отметить, что представления о том, что Виндзоры царствуют, но не правят, очень распространены в мире. Однако влияние семьи на Великобританию и англосаксонский мир на самом деле огромно. Не вдаваясь в теневые механизмы функционирования британской элиты, достаточно напомнить о том, что все члены семьи Елизаветы II давно уже стали мегазвездами – и не только в англосаксонском мире. Сама 93-летняя королева и ее 98-летний муж вообще являются старейшими руководителями государств в мире не только по возрасту, но и по стажу. Их дети и внуки постоянно находятся в центре внимания СМИ, и так продолжается уже много десятилетий. Считается, что нелады в семействе Виндзоров начались с принцессы Дианы, но в реальности первой «звездой» прессы стал еще дядя Елизаветы II, принц Уэльский.
Когда принц Дэвид в 1936 году стал королем Эдуардом VIII, его быстро подвели к отречению формально из-за желания жениться на разведенной американке Уоллис Симпсон. Кстати, после Второй мировой войны всплыли факты о том, что Эдуард и его супруга симпатизировали нацистам. Осенью 1937 года молодожены приехали в Германию, где встречались с Адольфом Гитлером и его министрами. Впоследствии появилась фотография, наделавшая немало шума: на ней герцог Виндзорский исполняет нацистское приветствие. Те события 80-летней давности стали «черным пятном» на репутации британской монархии и положили начало суждениям о том, что не все так благостно в семействе Виндзоров.
Поэтому, когда полтора года назад разведенная американская актриса Меган Маркл вышла замуж за внука королевы принца Гарри, никто не ждал ничего хорошего. Войти в дом Виндзоров сложно, что лишний раз доказал пример вполне аристократической по воспитанию принцессы Дианы. И дело не в ужасном характере королевы Елизаветы II или дворцовых интригах, а в том, что это настоящая монархическая семья с соответствующими правилами и порядками. Служение стране и династии является главным смыслом жизни королевы, а новые поколения не готовы или вообще не понимают, что это такое. Представить себе, что обычная американская девушка приживется у Виндзоров, было сложно, причем по причине как ее личных качеств, так и отношения самой королевской семьи.
В этой связи появившееся на минувшей неделе заявление герцогов Сассекских было хотя и сенсационным, но неудивительным. 35-летний Гарри и 37-летняя Меган заявили, что «после многих месяцев размышлений и внутренних дискуссий решились на переход к новой прогрессивной роли в обществе». Это заявление молодой четы в какой-то степени может свидетельствовать о кризисе британской монархии в целом. Заметим, что еще каких-то 30-40 лет назад в Соединенном Королевстве никто даже не мог заикнуться о критике действующей королевы, тогда как сегодня в Альбионе только ленивый не высказывает нелестных слов в адрес Елизаветы II. А в Австралии уже не первый год идут дискуссии о том, не стоит ли стране отказаться от британской монархии вообще.
В поисках виновного противники монархии и борцы с расизмом винят во всем токсичную британскую среду. Не только королевскую, но и вообще. Ведь Меган – мулатка, ее мать негритянка. Правда, тут нужно, как говорится, «отделить мух от котлет». Британская элита действительно расистски настроена в том смысле, что она априори считает себя выше других. Причем не только черных или желтых, но и белых. Отношение к остальным европейцам пусть и не столь презрительное, но все равно сверху вниз. Да что там европейцам – английская элита ирландцев столетиями не считали за людей, да и к шотландцам отношение было как к дикарям. Если уж идти до конца, то и сами простые англичане не являются чем-то близким и родным – есть аристократия и все остальные.
В этом плане британская элита останется собой до конца. Это лишний раз доказал Brexit, когда истеблишмент решил порвать с континентальной Европой и покинуть ЕС, что привело к политическому кризису в Британии и ввергло страну в общий хаос. А в конечном итоге Brexit продемонстрировал полный крах и несостоятельность нынешней британской элиты руководить, пусть и не править – для этого есть королева Елизавета II, Соединенным Королевством.