Станислав Смагин, политолог
30 января в Агдамском районе, вблизи линии соприкосновения сторон карабахского конфликта, был открыт так называемый российско-турецкий мониторинговый центр, согласованный по горячим следам окончания боевых действий. Церемония открытия подчеркнуто прошла в духе взаимопонимания и сотрудничества Москвы, Баку и Анкары. На это делали упор и участники, и освещавшие данное событие СМИ.
Так, турецкое издание Hürriyet в комментарии по горячим следам отмечало: «[Министр обороны Азербайджана] Гасанов отметил: "Убежден, что турецкие и российские военные будут плодотворно работать бок о бок в совместном мониторинговом центре в направлении обеспечения устойчивого прекращения огня и стабильности в регионе". [Замминистра обороны Турции] Караосманоглу, в свою очередь, сказал: "Тем, что мы сегодня здесь перерезаем эту ленту, мы обязаны усердным стараниям президента Турции Тайипа Эрдогана, президента России Владимира Путина и президента Азербайджана Ильхама Алиева. Совместный мониторинговый центр будет выполнять важные и ответственные задачи для региона. Наряду с контролем за прекращением огня, предотвращением и установлением нарушений центр также будет искать способы решения по жалобам и требованиям сторон"».
Впрочем, даже в этом описательном материале «за все хорошее против всего плохого» содержатся дежурные обороты про «победу Азербайджана» и «освобождение Нагорного Карабаха от армянской оккупации». Что уж говорить про реальность, и вовсе никак не приукрашенную дипломатическими фразами. В реальности же, имея паритет по количеству военнослужащих в рамках центра (по шестьдесят человек с той и с другой стороны), турки полны решимости любыми путями достигнуть и общего паритета с российским контингентом в конфликтной зоне, то есть ввести сюда почти две тысячи своих солдат и офицеров.
Пока же отсутствие равенства в живых единицах турки компенсируют военно-техническим путем. Их группа в центре оснащена беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), и их официально провозглашенные миролюбивые цели вызывают закономерный скепсис в экспертном сообществе России и Армении. Эксперт Тигран Абрамян, бывший советник карабахского президента, написал на своей странице в Facebook: «Еще один опасный фактор совместного российско-турецкого мониторингового центра. Посредством полетов беспилотников турецкая сторона получает возможность не только видеонаблюдения, но и радиоразведки. Думаю, угрозы этого "мониторинга" еще полностью не осознаются. Кстати, не столь уж и важно, где именно расположен этот мониторинговый центр – в районе Акна (бывший Адгам) или в Баку, потому что выбор местоположения каким-то образом не умаляет и не увеличивает эту опасность. Угрозы, возникающие в результате деятельности Центра, – в его функциональных возможностях и далеко идущих целях".
По-прежнему актуален и вопрос открытия турецких военных баз в Азербайджане уже без всякого флера миротворчества. Поднятый накануне московской встречи Алиева, Путина и Пашиняна для пущей сговорчивости армянского премьера и вроде бы дезавуированной азербайджанской стороны, на деле он из повестки не ушел. В частности, речь идет о занятом азербайджанцами армянском Шуши, над которым еще в ноябре азербайджанские военные подняли вместе со своим и турецкий флаг. Здесь гипотетически возможно появление не только регулярных турецких войск, но и представителей ультраправой военно-террористической группировки «Бозкурт» («Серые волки», запрещена в РФ). МИД Карабаха уже выступил с заявлением: «Намерения ультраправой националистической турецкой Партии националистического движения и аффилированной с ней экстремистской неофашистской организации «Серые волки» реализовать некие проекты на оккупированных территориях Республики Арцах, в частности в городе Шуши, вызывают самую серьезную обеспокоенность».
Пока что материальное воплощение упомянутых проектов – строительство Партией националистического возрождения, союзной Эрдогану (из ее «шинели» и вышли «Серые волки»), школы культуры в Шуши и ее последующая передача в пользование азербайджанцам. Проект был одобрен лично президентами Алиевым и Эрдоганом. Зампред ПНД, депутат Мевлют Каракая во время только что состоявшегося визита в Баку, рассказав на пресс-конференции об этом начинании, подчеркнул, что «победа в Карабахе стала одной из самых блестящих побед турецкой нации/тюркского мира за последнее время».
Очередным военно-политическим выражением «тюркского братства» стали совместные учения «Зима-2021» в провинции Карс, граничащей с Арменией. Учения начались 1 февраля и продлятся почти две недели. Официально объявленные турецким министерством обороны задачи - обеспечение координации действий при осуществлении совместных операций, испытание новых видов вооружения и транспортных средств. Все это заставляет тревожно задуматься не только Армению, но и другие страны региона, в частности Иран. Там еще не забыли скандал вокруг декабрьских заявлений Эрдогана в Баку о «разделенных азербайджанских землях», основная часть которых – это как раз иранский Южный Азербайджан. После резких ответных заявлений иранских политиков и ведомств и ряда акций протеста в городах Исламской Республики ситуацию вроде удалось спустить на тормозах, что, впрочем, отнюдь не равно её полному разрешению – особенно с учетом характера и курса Эрдогана.
Поэтому в Иране, наверняка не забывая о силовых возможностях и методах, пытаются адаптироваться к новой послекарабахской реальности путем дипломатии. Этой повестке был посвящен состоявшийся в конце января визит главы иранского МИД Мохаммада Джавада Зарифа в Азербайджан, Россию, Грузию, Армению и Турцию. Конечной точкой была как раз Анкара, где Зариф, смягчив текущую напряженность, договорился о проведении трехстороннего ирано-турецко-азербайджанского саммита.