Сергей Саенко, международный обозреватель
Лондон серьезно нацелился отнять у Нью-Йорка статус финансовой столицы мира, обнародовав не так давно весьма амбициозный пятилетний план, как именно этого добиться, пишет REUTERS. Тем самым, как утверждает агентство, Великобритания надеется отыграть позиции, утраченные ею после выхода из Евросоюза (Brexit), и в целом оздоровить свой финансовый климат.
Как полагает одна из наиболее мощных британских лоббистских группировок TheCityUK, разработавшая этот «план на пятилетку», сегодня Лондон все еще значительно отстает от Нью-Йорка. Мало того, что Brexit, по мнению аналитиков группировки, закрыл столицу Великобритании для его крупнейшего клиента финансовых услуг в лице Европы, так еще и британские правила ведения бизнеса, как считают эксперты, больше не выглядят конкурентоспособными. К тому же в самом Лондоне с выходом Соединенного Королевства из ЕС вдруг обнаружилась нехватка финансистов из-за усложненного приема на работу для граждан стран Евросоюза, не говоря уже о представителях «дальнего зарубежья».
И здесь резонно задать вопрос: есть ли шанс у подданных Ее Величества воплотить в жизнь девиз «Правь, Британия, деньгами!»? Как может показаться на первый взгляд парадоксальным, но помочь Британии вернуть ее былое финансовое первенство поможет… королева Елизавета II, располагающая огромным состоянием. Конечно, если она пойдет на ряд шагов. Но сначала немного истории.
В начале 2013 года более ста агентов Секретной службы США (USSS) нагрянули с внезапным визитом на острова по соседству, чтобы поискать там уведенные от налогов деньги. И нашли – более $6 трлн! Беда заключалась только в том, что острова оказались… Британскими Виргинскими (БВО). То есть это не просто заморская территория Соединенного Королевства, но и крупнейший на планете офшор, где, только по официальным данным,нДаев аходятся порядка 40% всех офшорных компаний мира.
А главное, БВО, как и другие заморские земли, управляются непосредственно британским монархом, т.е. в последние почти 70 лет Елизаветой II. По этой причине все офшорные активы на десятки триллионов долларов крутятся там во благо Ее Величества. Говоря совсем просто, офшорные деньги – это деньги британской короны. По слухам, монарший гнев от бесцеремонности действий гостей из Вашингтона был таков, что Лондон, во-первых, отказался давать добро на «окончательное решение сирийского вопроса», подразумевавшее отстранение от власти Башара Асада. Это позволило России взять Сирию под свое крыло и не дать ей повторить печальную судьбу Ливии, со всеми вытекающими последствиями для Ближневосточного региона. А во-вторых, опять же по слухам, столь необдуманный наскок Америки на собственность Ее Величества привел к тому, что вскоре хозяином Белого дома стал сын бывшей британской подданной Мэри Энн Маклауд Дональд Трамп, также со всеми вытекающими из этого последствиями как для США, так и остального мира.
Стоит отметить, что примерно в то же время Лондон предпринял еще как минимум пару шагов, чтобы обезопасить свои финансовые ресурсы. Первым из них стал грандиозный визит в Британию в октябре 2015 года китайского лидера Си Цзиньпина. Председатель КНР был принят по высшему разряду как гость британской королевы. Результатом того визита стали привезенные лидером Китая контракты на сумму в $40 млрд долларов, а также провозглашение Лондоном «золотого века» между Британией и Китаем. Де-факто это подразумевало «оседлание Красного дракона», а с ним и торгово-финансовых потоков реальной экономики, а не кооперация с хромающей экономикой Соединенных Штатов, страдающей триллионными долгами и ничем не обеспеченными долларовыми бумажками. Сказать, что для Белого дома это был «удар в спину», значит, ничего не сказать. Ведь Вашингтону так хотелось самому взмыть в небеса на спине китайского Красного дракона – а тут «англичанка нагадила»…
Вторым же шагом Лондона по защите своих активов стал Brexit – тот самый, по которому проливают «крокодиловы слезы» аналитики из группировки TheCityUK. Многие эксперты и тогда, и сейчас называли главной причиной Brexit запланированные Брюсселем еще в 2015 году изменения финансовых правил Евросоюза, которые с 2020 года должны были распространиться и на деньги Соединенного Королевства, а значит - и самой королевы. Разумеется, делиться своими триллионами, равно как и полной свободой бесконтрольно ими распоряжаться, Елизавета II не собиралась – ни с ищейками из американских спецслужб, ни с брюссельскими клерками.
Однако, заметим, деньги Ее Величества – это не деньги британской казны, а личные средства королевы Елизаветы II, которые она тратит по собственному усмотрению, а не вкладывает в развитие экономики страны. И с полной уверенностью можно утверждать, что британский монарх вряд ли когда пойдет на такой шаг. Отчасти по этой причине сегодня ситуация в британской экономике оставляет желать лучшего, а не только из-за пандемии коронавируса. Конечно, с внешним долгом свыше 100% к ВВП жить можно, но на одной лишь эмиссии далеко с ним не уплывешь. В особенности если наблюдаются проблемы с недостатком физического золота, которое Лондон все последние месяцы лихорадочно пытается закупать у России и США.
К большому сожалению Британии, по ряду причин не сыграла ставка Лондона и на Красного дракона – да так, что пришлось устраивать фактическую обструкцию Си Цзиньпину после его программной речи на форуме в Давосе в 2017 году, где председатель КНР попытался заявить о глобальном лидерстве своей страны на смену американской гегемонии.
Поэтому рано или поздно Соединенное Королевство будет вынуждено заняться любимым делом – перекладыванием все возрастающих издержек и рисков на чужие плечи, желательно – всего мира. А для этого, в условиях практически полного отсутствия такого важнейшего атрибута власти, как современная боеспособная армия, Лондону волей-неволей придется уживаться со старым американским «другом», сохраняя при этом видимость «особых отношений» и время от времени подписывая с ним новые «Атлантические хартии», которые на практике мало что значат. По крайней мере, для финансового благополучия подданных Ее Величества.
Очевидно также, что никакой реализации проекта «Глобальная Британия», принятого не так давно правительством Бориса Джонсона, без мирового гегемона в лице США быть не может. Только под прикрытием политической, военной и экономической мощи Вашингтона Лондон мог бы вести свою глобальную игру. Наглядное доказательство тому – нынешний кризис в Афганистане, где Соединенные Штаты, равно как и весь коллективный Запад, в том числе и Британия, потерпели сокрушительное поражение.