Юрий Веселов, военный обозреватель
В Тегеране 17 мая Иран и Россия заключили соглашение о строительстве железнодорожной ветки, которая обеспечит транспортное сообщение между Санкт-Петербургом и иранским портом Бендер-Аббас
Экономическое и политическое значение Международного транспортного коридора (МТК), который свяжет Россию и Иран через территорию Азербайджана, невозможно переоценить. Магистраль позволит перемещать к 2030 году только по железнодорожному направлению до 16 млн. тонн грузов в год из России в Иран и далее водными путями в арабские страны Аравийского полуострова, Индию и на Африканский континент. Данный маршрут станет альтернативой морского сообщения через Суэцкий канал, сократив время перевозки с 30-45 до 15 суток пути.
По российской территории дорога пройдет из Санкт-Петербурга до Махачкалы через Москву, Рязань, Саратов, Волгоград и Астрахань, далее через азербайджанский Астара, иранские станции Астара на Решт на Тегеран, Исфахан и морской порт Бендер-Аббас. Это сухопутный маршрут.
Водный, Транскаспийский, протянется от Астрахани через порты Махачкала и Баку к побережью Ирана. Это западный морской маршрут. Восточный предусматривает начало в Астрахани и далее в Иран через казахстанские порты Атырау и Актау в Каспийском море.
Планируется связать железными дорогами также Казахстан, Туркмению, Киргизию и Узбекистан.
Амбициозный по своей сути проект МТК впервые появился на свет еще в начале 2000-х, и обсуждался «не шатко – не валко». Наибольшую активность по его реализации проявляли южные соседи России – Иран и Азербайджан. Москва, можно сказать, самоустранилась от обсуждений, полагая, что северная часть маршрута в основном готова к эксплуатации, а вот южная часть железной дороги и, особенно между Азербайджаном и Ираном (примерно 10 км), а также между иранскими населенными пунктами Астара и Решт (около 162 км), полностью отсутствует и требует строительства.
Ирано-азербайджанские переговоры по запуску МТК полностью прекратились после войны сентября-октября 2020 года, итогом которой стало возвращение Азербайджаном занятой в 1980-х годах территории Нагорного Карабаха. Тегеран осудил действия Баку, расценив их как агрессию против Армении. Хотя до конфликта с Ираном Азербайджан был готов выделить ему кредит на сумму 500 млн. долларов на строительство ветки Астара – Решт.
Усиление враждебности коллективного Запада во главе с США в отношении России и Ирана после начала Специальной военной операции на Украине заставили российское руководство выступить активным инициатором начала реализации проекта Север – Юг. С этой целью 17 мая 2023 года в Тегеране состоялось подписание российско-иранского соглашения о начале строительства железнодорожной ветки Астара и Решт. По условиям договора Москва предоставит кредит на сумму 1,3 млрд. долларов из общей суммы в 1,6 млрд. на проектирование и строительство. При этом проектную документацию планируется подготовить в течение года, а стройку завершить в 2025 году.
Следует отметить, что Россия также приступила к подготовке реализации проекта на своей территории. Так, уже начато проектирование строительства обходного маршрута железнодорожного движения протяженностью около 800 км на одном из действующих участков дороги. Кроме этого, по указанию президента России Владимира Путина правительству поручено в кратчайшие сроки разработать и утвердить программу строительства к 2030 году на отечественных предприятиях до 40 крупнотоннажных судов, включая танкеры, для перевозки грузов по Каспию.
Экономические выгоды от запуска сухопутного сообщения МТК огромны. Запуск морского сообщения позволит довести транспортировку с севера на юг до 50-60 млн. тонн грузов в год за сравнительно короткий промежуток времени.
Ввод в российско-иранскую экономическую орбиту сотрудничества прикаспийских и других государств Средней Азии позволит им использовать дополнительные источники развития национальной экономики, заставит их правительства сохранять дружественные отношения с соседями по региону и отказаться от решения проблем силовыми или другими средствами.
Проект вынудит руководителей Ирана и Азербайджана идти на сотрудничество и преодолевать негативные наслоения в отношениях последних лет, что может положительно сказаться на общей обстановке и безопасности на Южном Кавказе.
Запуск МТК предоставит России возможность укрепить свое влияние в зоне Персидского залива посредством формирования совместно с Ираном группы военных кораблей и других подразделений и объектов для обеспечения безопасности судоходства в Ормузском проливе и Индийском океане.
Безусловно, подписание в Тегеране документа вызвало в Вашингтоне неприкрытую ярость и расценено как дальнейшее укрепление военно-политического и экономического союза между Россией и Ираном в ущерб интересам и безопасности США на Среднем, Ближнем Востоке и в Южной Азии. Совсем недавно, в конце апреля-начале мая текущего года госдепартамент США «настоятельно рекомендовал» правительствам Ирака, Объединенных Арабских Эмиратов и Турции не допускать обхода введенных против России ограничений на поставку запрещенных коллективным Западом товаров под угрозой введения вторичных санкций против их стран. Особое внимание англосаксы обратили на пролеты российской гражданской и военной авиации.
В ближайшей перспективе от Вашингтона следует ожидать непредвиденных провокаций против основных союзников в регионе – Ирана и Сирии, а также в Турции с целью недопущения победы Реджепа Эрдогана на президентских выборах.