Юрий Веселов, военный обозреватель
В первый день визита после завершения протокольных мероприятий Ицхак Герцог и Ильхам Алиев провели закрытые переговоры один на один. По сообщению азербайджанских журналистов, они длились около двух часов. Затем состоялись переговоры в расширенном составе, подписание соглашений и итоговых документов. При этом пресса обеих стран не раскрывает тематику договоров.
В заключительном выступлении президент Азербайджана назвал визит своего израильского коллеги в Баку «историческим», так как знаменует собой начало расширения многостороннего сотрудничества с Израилем не только в области энергетики или обороноспособности, но и начала взаимодействия в кибербезопасности, медицине, выращивании сельскохозяйственной продукции, строительстве поселений на неосвоенных территориях по типу кибуцев.
«Азербайджан уже много лет имеет доступ к современному израильскому оборудованию, что позволяет нам повысить обороноспособность, укреплять государственность, защищать наши ценности и территориальную целостность», - отметил Ильхам Алиев. Он рассказал Ицхаку Герцогу об опасностях, с которыми столкнулась его страна в последние годы.
В свою очередь, израильский политик отметил, что партнерство между Израилем и Азербайджаном является «показателем того, что евреи и мусульмане могут вместе добивать великих свершений, вести открытый диалог, работать на благо мира». Этот посыл о «великих свершениях евреев и мусульман» Герцог выделил несколько раз (!). «Мы рассмотрели глобальную и региональную структуру безопасности, которой угрожает Иран, и обстоятельно обсудили данный вопрос», - подчеркнул президент Израиля.
Можно с большой долей уверенности сказать, что целью визита Герцога и его переговоров с Алиевым была подготовка активизации антииранской политики Баку, которая затрагивает жизненно важные интересы не только государств Южного Кавказа, но также России и Турции. Следует признать, что израильский президент не решает практических вопросов, однако в качестве переговорщика для изучения мнения своего партнера по вопросам дальнейших мер сотрудничества вполне подходит.
Враждебное отношение Израиля к Ирану Герцог не скрывал. Наоборот, при каждом удобном случае подчеркивал эту позицию, обоснованно рассчитывая на взаимность Алиева. Израильтянин бил в точку: последние годы азербайджано-иранские отношения, которые и раньше не отличались дружбой и взаимной доверительностью, переживают глубокий кризис. Тегеран не скрывает негативной реакции на гонения армянского населения в Азербайджане в конце 80-х – начале 90-х годов, ориентацию азербайджанского руководства на Турцию и военное сотрудничество с ней.
Что касается Баку, то связи с Тель-Авивом были положены еще при правлении Гейдара Алиева, а дипломатические миссии установлены уже при его сыне. Израиль очень многое сделал для укрепления обороноспособности Азербайджана, технического оснащения его армии и профессиональной подготовки ее личного состава. По доступным в печати сведениям, 69% оружия в 2016-2020 годах Азербайджан импортировал из Израиля, который сейчас потребляет около 40% азербайджанской нефти.
Секретом Полишинеля является и то, что на территории Азербайджана развернуты израильские объекты электронной разведки, которые отслеживают деятельность вооруженных сил Ирана и России, в том числе полеты стратегической авиации ВКС и боевые пуски ракет воздушного и морского базирования в прикаспийском регионе. Возможности израильтян неизмеримо возрастут с получением возможности участия в строительстве в Нагорном Карабахе азербайджанских поселений по типу и подобию кибуцев…
Официально обе страны не поддерживают американские санкции против России и не оказывают военно-технической помощи нацистскому киевскому режиму. Однако на основе слежения за международными авиаперелетами известно, что в отдельные периоды 2022-2023 годов самолеты военно-транспортной авиации Украины совершали активные рейсы из Азербайджана в Израиль, затем в Судан и польский Жешув – перевалочную базу оружия для украинской армии.
Герцог не ошибался в выражении о «возможности великих свершений евреев и мусульман». Смысл этого кроется в намерении Израиля использовать Азербайджан (и Турцию) для открытого проникновения во внутренние процессы мусульманского мира, углубить остроту разногласий и противоречий между народами, принадлежащими к разным ветвям ислама – суннитами и шиитами. В настоящее время близость азербайджано-турецкого сотрудничества полностью отвечает интересам еврейского государства, которое будет всеми возможностями стремиться рассорить Баку и Анкару с Тегераном, создать в регионе реальный очаг военной напряженности.
С большой долей уверенности можно предполагать, что в ходе переговоров с Ильхамом Алиевым Ицхак Герцог выражал острую заинтересованность в блокировании Азербайджаном строительства на его территории железнодорожной ветки транспортной магистрали «Север – Юг» от Баку до иранской границы (примерно 160 км).
Российское руководство всячески подчеркивает дружественное отношение к Азербайджану, позиция которого по вопросу урегулирования территориального конфликта и предлагаемые меры четко прописаны. Создается впечатление, что Москва даже в ущерб своим геополитическим интересам стоит на стороне Баку.
Как будут развиваться отношения Азербайджана с Израилем, покажет будущее. Они во многом зависят, какую позицию займет президент Турции Реджеп Эрдоган: пойдет ли он на размен связей между Тегераном и Тель-Авивом и чью сторону предпочтет в решении турецких проблем и продвижении неоосманской политики. Похоже, России здесь пока отведена роль стороннего наблюдателя.