Владимир Блинков, экономический обозреватель
Форум «Центральная Азия - Европейский союз» состоялся 2 июня в Чолпон-Ате (Киргизия), через две недели после саммита «Китай - Центральная Азия». Участие в нем приняли президенты Киргизии, Казахстана, Таджикистана, а также замглавы туркменистанского кабмина. Европейский союз представлял президент Евросовета Шарль Мишель. Это была вторая встреча руководителей государств Центральной Азии (ЦА) с главой Евросовета. Первая была организована в столице Казахстана 27 октября 2022 г.
Ему предшествовал второй экономический форум «Европейский Союз – Центральная Азия», состоявшийся в Алма-Ате примерно в то время, когда руководители стран ЦА были в Китае. Страны ЦА на нем представляли премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов и его коллеги из Кыргызстана и Таджикистана Акылбек Жапаров и Кохир Расулзода, зампремьера Узбекистана Жамшид Ходжаев, министр финансов и экономики Туркменистана Сердар Джораев. Из Брюсселя «прикатили» исполнительный вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис, президент Европейского банка реконструкции и развития Одиль Рено-Бассо и вице-президент Европейского инвестиционного банка Тереза Червинская. В качестве практических результатов работы форума стороны отметили: рост товарооборота между странами ЦА и ЕС, «ценность взаимодействия с Европейским банком реконструкции и развития» и значимость стратегии «Глобальных ворот», принятой ЕС в 2021 г. Было подписано несколько меморандумов о взаимопонимании в области логистики, зеленой энергетики, производству зеленого водорода и развитию агропромышленного комплекса.
Однако, на форуме «ЦА – ЕС» больше времени было уделено политике. Тон задали представители Евросоюза. В соответствии со стилем, сложившимся в последние полгода, когда все поездки европейских и американских представителей были нацелены на «прокачивание антироссийской повестки», президент Евросовета Шарль Мишель вновь попытался убедить Казахстан, Таджикистан, Киргизию и Туркменистан дистанцироваться от России и переориентироваться на Запад. С этих позиций предложенные Евросоюзом инвестиции в зеленую энергетику, развитие транскаспийского торгового маршрута, в сырьевой сектор выглядят как «пряники» на отказ от пророссийской ориентации. Но, к несчастью для Мишеля, его слушатели из Центральной Азии вели себя по привычной схеме: кивали, говорили: «Да-да, конечно», но на практике не показали стремления рассматривать эту ситуацию как причину для замены европейскими деньгами российских или тем более китайских. В итоге европейкой делегации изменить настрой лидеров ЦА не удалось, потому что заместить российский рынок (трудовой, инвестиционный, товарный) их обещания просто не могут. Да и «китайские пряники» выглядят значительно весомее и реальнее.
В результате, в итоговом коммюнике тема санкций прописана одним общим абзацем: «Лидеры подчеркнули важность дальнейшего расширения взаимных торговых и инвестиционных механизмов для ускорения социально-экономического развития всех сторон…. Они также подчеркнули важность тесного диалога в контексте санкционного режима Европейского союза».
Президенты же стран ЦА в своих выступлениях больше говорили о развитии экономического сотрудничества: расширении торговых отношений, выразили надежду на продление сроков действия режима GSP+ (Generalized System of Preferences- система преференций, позволяющая беспошлинно или с пониженными пошлинами экспортировать в Евросоюз 6200 видов), объединении усилий для развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности Центральной Азии и Европы, прежде всего путём формирования так называемого Срединного маршрута —Транскаспийского транзитного коридора», о развитии инвестиционного и технологического партнёрства. Они выразили заинтересованность в запуске совместно с Европейским инвестиционным банком специальных инструментов финансовой поддержки при переносе производственных мощностей ведущих европейских компаний в государства ЦА, в развитии проектов в области цифровой взаимосвязанности, в частности расширении высокоскоростного доступа к интернету, противодействии климатическим вызовам, повышении устойчивости экосистем за счёт реализации целевых региональных проектов с применением европейских знаний и технологий, развитии возобновляемой энергии.
Но эти их предложения в итогом коммюнике нашли свое отражение только в форме общих фраз - «в ходе открытой и конструктивной встречи участники рассмотрели многостороннее и взаимовыгодное сотрудничество между Европейским Союзом и государствами Центральной Азии после прошлогодней инаугурационной встречи в Астане, а также обсудили отношения между Европейским Союзом и Центральной Азией в контексте международных событий. Стороны подтвердили свою приверженность продолжению диалога на высшем уровне между Центральной Азией и Европейским Союзом и развитию партнерства ЕС – ЦА по приоритетным направлениям, определенным сторонами».
В целом итоги второго форума «ЦА - ЕС» можно сформулировать так: Брюссель и лидеры стран ЦА признали, что могут предложить друг другу многое, если будут выстраивать тесные отношения, а торговля нефтью, газом и другим сырьем необходимым Европе а также транзит товаров между Азией и Европой являются краеугольными камнями отношений между ними. Но, в отличие от прошедшего на две недели ранее саммита «Китай - ЦА», форум «ЦА – ЕС» не получил конкретного наполнения. Создается впечатление, что Евросоюзу сейчас просто нечего предложить региону, за исключением обсуждения инвестиций и основных направлений сотрудничества, обозначенных в стратегии Европы по обеспечению лучшей взаимозависимости мира (Global Gateway), важное значение которых участники встречи и подтвердили.
В контексте развития транспортной инфраструктуры в регионе европейцы также на практике ничего не предложили, за исключением навязывания системы сертификации того или иного проекта в рамках продвижения инициативы Global Gateway как отвечающего или не отвечающего «высоким мировым требованиям». Т.е. они фактически только политизировали свое участие, отметив ряд факторов, которые будут учитываться в европейской внешней политике (устойчивое использование водных ресурсов, ситуация в Афганистане и политическое урегулирование там, проблемы терроризма и экстремизма).
Соблюдение санкционного режима - вот, пожалуй, единственный важный практический вопрос, который европейцы планировали обсудить на саммите. Предполагалось, что глава Евросовета Шарль Мишель сделает весьма резкие заявления, призвав центральноазиатских лидеров присоединиться к антироссийской политике. Однако, европейская дипломатия выбрала более острожный путь, решив не обострять отношения с регионом. Президент Евросовета Шарль Мишель пообещал лидерам пяти стран ЦА, что Брюссель не будет вводить санкции в случае нарушения в их странах введенных против России рестрикций.