Игорь Николайчук, Центр специальных медиаметрических исследований
По моему личному мнению спекуляции на тему третьей мировой войны в эпоху всемирно победившего капитализма неизбежны. У буржуев идеи конкуренции и борьбы за выживание зашиты в подкорке. Первобытные темы грабежа и насилия на самом высоком уровне организации общества встроены в культуру. Это в добренькой советской фантастике социально счастливые герои и героини от нечего делать мотались на звездолетах по вселенной и собирали инопланетные гербарии. А серьезный западный писатель или кинорежиссер обязательно выдавал «Войну миров», «Звездные войны», на худой конец амикошонствующих «Людей в чёрном».
Сегодня вопрос о третьей мировой войне связан с определением «громкости звука», который устанавливают по этой проблематике политики и пропагандисты. Скажем прямо, военные децибелы если и не зашкаливают, то заметно режут слух. Поджигателями войны опять являются англосаксы. Впрочем, в США перед президентскими выборами на подобные сюжеты наложено определенное табу, поэтому отдуваться и активничать приходится именно англичанам. Совсем недавно известная социологическая служба YouGov опубликовала результаты исследований с леденящим душу названием: «Третья мировая война вероятна в ближайшие 5-10 лет, считает большинство британцев. Большинство также считает, что ядерное оружие было бы применено, если бы началась МВ3».
Социологи обратились к подобным топикам после речи министр обороны Гранта Шаппса в лондонском Ланкастер Хаусе 15 января этого года, где политик буквально зашелся в милитаристской истерике и провозгласил начало новой эпохи в международных отношениях, которая характеризуется стартом подготовки к новой мировой войне.
Английские политики традиционно хорошие ораторы, и Шаппс не посрамил профессиональную репутацию. Почувствуйте накал страсти: «Мы находимся на заре новой эры. Берлинская стена – уже далекое воспоминание. Мы вернулись к тому, отчего, казалось, ушли. Мы на этапе перехода от мира к войне. Эпоха идеализма сменилась периодом трезвого реализма. Сегодня наши противники снова деловито воздвигают баррикады. Старые враги восстали из могил. Новые враги сбросили маски. Возникают абрисы линий фронтов. Русские танки на Украине буквально месят зеленые газоны у домиков европейцев. Основы мирового порядка сотрясаются до основания. Мы стоим на перепутье – либо сдаться, либо сделать все возможное, чтобы предотвратить опасность. Я считаю, что на самом деле выбора нет. Чтобы гарантировать наши свободы, мы должны быть готовы!». Уф! Уинстон Черчилль отдыхает. Хотя, зачем так брызгать слюной?
Задача социологов понятна – выяснить, как общественное мнение относится к перспективе принести жизни граждан той или иной страны на алтарь глобализма. Новые данные YouGov показывают, что большинство британцев сейчас фатально смирились с неизбежностью МВ3: больше половины ‑ 53% считают вероятным, что в ближайшие 5-10 лет она произойдет. Только 31% британцев исходят из того, что еще один глобальный конфликт маловероятен в течение этого периода времени, в том числе лишь 8% считают, что это «совсем маловероятно». Весьма показательно то, что цифры для голосующих за консерваторов или лейбористов примерно одинаковы.
Очень хорошо проявлен в опросе такой аспект, как состав коалиций воюющих сторон. Граждане Великобритании считают, что на их стороне будут играть США, Франция, Германия, Польша, Австралия, Израиль, Южная Корея и Япония. Наиболее вероятный состав противников – Россия, КНР, Иран, КНДР, Пакистан. Будут нервно курить в сторонке нейтралы – ЮАР, Аргентина, Куба, Филиппины, Вьетнам, Бразилия.
Подавляющее число британцев считает неизбежным использование в ходе третьей мировой войны ядерного оружия. Впрочем, на эту тему есть отдельное исследование»: «Как Запад должен отреагировать на ядерную атаку?». В общем и целом – настроение кислое, мало кто считает, что, если на Украине ВС РФ используют тактическое ядерное оружие, то надо отвечать симметрично по российской территории.
Всю эту могучую социологию надо бы сравнить с реальным интересом пользователей Мировой паутины к теме перспективы начала Третьей мировой. Тема такая в сети достаточно активна, но как-то результаты интереса к ней не очень коррелируют с соцопросами. Начнем с того, что чемпионом обращений (в относительном выражении, разумеется) за последний год явилась Венгрия, причем именно в контексте мирового конфликта, а не каких-то других случаев. Там был невероятный пик 23 ноября 2023 года. Ну, это понятно – фейк с участием «искусственного интеллекта» Алексы, которой задали вопрос про дату начала войны. Алекса эту дату и назвала. Венгры повелись. На втором месте все-таки Великобритания, но совсем не после витийствований Шаппса. Островитяне стали стучать по клавишам в тот момент, когда было принято решение послать их корабли в Красное море воевать с хуситами. Характерный пик – конец января. Есть еще пик поменьше – это начало палестино-израильского острого противостояния 7 октября. Абсолютно аналогичная картина в США. Хотя тут взрыв фобий приходится все-таки на ХАМАС. Изучили весь мир – всех угроза новой мировой войны из-за российско-украинского конфликта волнует крайне мало. Исключением, пожалуй, является только Финляндия, где вследствие вступления в НАТО к войне начаты реальные приготовления.
Итак, речь Гранта Шаппса против Маргарет Тэтчер в Ланкастер Хаусе это дешевая агитка ни про что, а третья мировая война пропагандистский симулякр. Для подведения итогов призовем бессмертного Аркадия Велюрова: «Пусть поджигатель шипит и вопит, // Голубь летит».