Литва за восемь лет принадлежности к "европейской семье" привыкла к положению и статусу "европейки". Теперь страна стремится доказать лидерам Евросоюза, что ей по силам выступить и в роли "евроинтеграта", т.е. страны-проводника европейского цивилизационного кода в государствах постсоветского пространства. "Карьера" в лучших традициях Запада, где главное мерило – успех.
Министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис заявил, что приоритетной задачей его страны в качестве председателя Европейского Союза будет активизация стратегии Брюсселя в отношении "восточных партнеров". Председательство в ЕС перейдет Литве от соседней Польши во втором полугодии 2013 года, а осенью этого же года в Вильнюсе состоится саммит глав Восточного партнерства. Стратегические задачи программы, представленной в мае 2008 года – повысить энергетическую безопасность Европы, не допустить распространения влияния России на Украину, Белоруссию, Грузию, Молдавия, Армению и Азербайджан и добиться политической и экономической интеграции этих стран. Актуальность возросла после первых небезуспешных шагов российского руководства на пути реализации политики евразийской интеграции.
"Литва является сторонником более глубокого вовлечения ЕС в регионе. В качестве председателя ЕС во второй половине 2013 года Литва будет поддерживать политическое объединение и дальнейшую экономическую интеграцию между ЕС и заинтересованными странами-партнерами", - подчеркнул министр.
Официальный Вильнюс, нет сомнения, возьмет курс акцентировано стремиться справиться с задачей, над которой до этого работали (в итоге безрезультатно) варшавские эксперты. Успех значительно повысил бы условный рейтинг Литвы в глазах Евросоюза. Да и поляков, с которыми литовцы давно конфликтуют из-за прав польского нацменьшинства, проживающего в Вильнюсском крае, очень уж хотелось бы щелкнуть по носу.
Более того, Литва хочет создать себе имидж образца демократических трансформаций на постсоветском пространстве, предложить свой опыт другим странам Восточной Европы в качестве практической схемы действия. В частности, на ежегодном съезде литовских дипломатов в 2011 году глава внешнеполитического ведомства Аудронюс Ажубалис подтвердил, что "горизонт, который для Литвы является ориентиром будущего, это - горизонт западной цивилизации, и ей в наибольшей степени соответствует литовская самобытность".
Восточное Партнерство и было создано для того, чтобы начертать горизонты западной цивилизации на Украине, в Белоруссии, Азербайджане, Армении, Грузии, Молдавии. И пусть после кризиса еврозоны популярность идеи приема в ряды ЕС новых членов среди европейцев снизилась, отказаться от нее Евросоюз не может позволить себе геостратегически, ибо вызывает тревогу не менее выгодная и наиболее понятная постсоветским странам альтернатива Евразийского союза, предложенная Россией.
На протяжении прошлого и текущего годов высшее руководство Литвы особенно плотно занималось Украиной и соседней Белоруссией. Так, в сентябре 2011 года в ходе подготовки визита президента Литвы Дали Грибайскайте на Украину, Ажубалис заявил: "Украина настолько важное государство, что от того, по какому пути она пойдет дальше, зависит судьба Европейского Союза". А сама президент в мае 2012 посетила Киев, чтобы напомнить, "что его евроинтеграционные процессы важны как самой Украине, так и Европейскому Союзу". И Белоруссии тоже намереваются регулярно "оказывать содействие" на пути проведения европейских реформ, пробуждения гражданского общества, которое бы активизировало движение за евроинтеграцию.
На этот счет американский политолог Збигнев Бжезинский в своей книге "Выбор" интересно высказался дважды. Первое, он отметил: "Отказаться от продвижения в Центральную Европу – значило бы бросить на произвол судьбы по-настоящему нестабильный пояс не очень благополучных и плохо защищенных европейских государств, зажатых между процветающим Западом и охваченной смутой постсоветской Россией, со всеми вытекающими отсюда потенциально разрушительными последствиями для всех сторон". Второе: "Сотрудничеству с Россией должны сопутствовать одновременные усилия по укреплению геополитического плюрализма в пределах ее бывшего имперского пространства, которые поставят заслон любым попыткам восстановить империю".
Действительно, Восточное Партнерство – не первая инициатива на пути нейтрализации российского влияния на постсоветском пространстве. В 1997 году была создана региональная организация ГУАМ, куда вошли Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. Цель объединения этих стран – ослабить энергетическую зависимость объединившихся государств от России за счет развития транзита энергоносителей в обход территории России. Однако очень скоро Украина и Молдавия заявили, что организация им представляется нежизнеспособной. В 2005 году Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения и Грузия объединились в Содружество демократического выбора. Однако образование оказалось также нежизнеспособным.
Тем временем, Литва в своих геополитических амбициях смотрит даже дальше, чем Бжезинский. Министр Ажубалис полагает, что после Украины и Белоруссии импульс евроинтеграции усилиями Литвы перекинется на Россию. "Нам нужно кольцо демократий вокруг России, - говорит глава МИД Литвы. - Это подействует на Россию быстрее, чем мы думаем. Если у нас получится на Украине, если Молдавия и Грузия получат безвизовый режим раньше, чем Россия, это окажет огромное влияние на гражданское общество в России".
В мире же все пристальнее наблюдают за идеей евразийской интеграции, предложенной обществам постсоветских стран (в том числе и российскому) президентом России Владимиром Путиным. Первого июля этого года приступила к работе Евразийская Экономическая Комиссия – наднациональный орган управления Таможенного союза и Единого экономического пространства, к которым из стран Восточной Европы уже присоединилась Белоруссия. К слову, в торговле товарами основным партнером Белоруссии, по данным I квартала 2012 года, остается Россия (48,2% от всего объема товарооборота). Летом также заработал Евразийский молодежный парламент. Многие эксперты Евразийский союз оценивают как единственный шанс для России создать свой глобальный вызов и воспрепятствовать быть поглощенной западной цивилизацией.
Впрочем, политика Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении Молдавии указывает на то, что руководства этих стран не готовы в ближайшей перспективе определиться с путем развития своих государств. Причина тому не только в раздробленности интересов элит, в борьбе клановых групп, в удобном для личного обогащения хаосе внутри государств, а также возможности сохранить монополию на распоряжение ресурсами. Но дело и в высокой геополитической неопределенности и непоследовательности политического курса, хотя эти страны и пытаются выдать его за многовекторность (это, впрочем, "общий почерк" внешней политики постсоветских государств).
Пожалуй, только в одном вопросе и можно согласиться с главой МИД Литвы Ажубалисом, который заметил, что "опыт стран Восточной Европы учит, что ни одному государству пока не удалось отыскать "средний путь". И здесь, рано или поздно, этим странам действительно придется делать выбор, потому что в современной системе международных отношений даже крупные державы не могут себе позволить роскошь не объединяться в наднациональные образования. Вопрос в том, какая именно интеграционная инициатива покажется постсоветским странам более привлекательной, содержательной и эффективной – Восточное Партнерство при литовском посредничестве или Евразийский союз?