"Быть Европой" стало уже не так модно, как прежде. Не так желанно. Курс на европейские ценности воспринимается ныне как курс на иные, или даже нечеловеческие ориентиры. В моих словах нет осуждения, всего лишь констатация разлома. Европа внезапно и бесповоротно потеряла статус примера для остальных, ее ценности дошли до абсурда и выродились. Печально, но - факт.
На протяжении последних трехсот пятидесяти лет, начиная с романтической эпохи Петра Великого, Россия делала ставку на Европу. Голландия стала примером для нашего флота, Швеция преподала науку войны и заставила нас оснастить армию пушками. Англия явила образец торговли и банковской сети, у Франции мы брали уроки социальных революций, у Италии – уроки прекрасного, и так далее. Приникая к Европе, мы становились сильней, но грянули новые Времена, и вид современной Европы вызывает если не изумление, то, по крайней мере, разочарование и тревогу.
Французская свекла и русская нефть
...Я беседую с французской переводчицей, которая перевела два моих романа с русского языка на французский. Увы, сегодня издать в Париже книгу современного российского автора практически невозможно. Почему? Во-первых, потому, что закрыты практически все редакции восточного направления (страны славянского ареала с Россией в том числе), во-вторых, прогрессирует отторжение именно русского присутствия на книжном рынке Европы - как результат смены умонастроения.
Хотя изредка некоторых наших авторов переводят. Каких? Ответ на этот вопрос я могу отчасти дать сам, побывав на скромном фестивале русской литературы "Руссофония", какие проводит мэрия городка Кремлин-Бисеттр в пригороде Парижа. Основная парадная акция фестиваля – премии переводчикам русских книг, которые всё же пробились на прилавки книжных магазинов Парижа.
Какие же это книги?
Опустим имена и названия, они не важны - суть в содержании. Первая в списке книжка рассказывала об ужасах сегодняшней жизни малых народов на Севере России, о вымирании чукчей, ханты и манси, о катастрофическом спаивании русскими колониалистами несчастных оленеводов. Вторая книга в сатирическом ключе описывала тайные операции русского ФСБ во Франции, где наши шпионы через подставных лиц скупают плантации свеклы. Зачем? А затем, что свеклу можно использовать в качестве основы для горючего и уничтожив свёклу, русские злоумышленники навечно привяжут французов к русской нефти.
Бред!
Между тем, это и есть ключи к французскому книжному рынку: современная русская книга должна выставлять Россию желательно в негативном ключе, описывать дикие превратности жизни, ужасы Гулага. Хотя, справедливости ради замечу, что среди отмеченных переводов была и прекрасная книга советского филолога академика Владимира Топорова "Апология Плюшкина" - о Гоголе, "Мертвых душах" и русской классической литературе.
А самое прискорбное в этой ситуации, что обсудить с нашими французскими коллегами прямо и откровенно перекос негатива мы уже не могли, ибо европейский ум вступил в парадоксальную фазу замалчивания болевых тем. А если и можно было что-то обсудить (например, рост антисемитизма среди левых), то лишь уклончиво с экивоками и полутонами.
Европейский общественный темперамент все больше уходит в тень пресловутой политкорректности, доходящей иногда до абсурда. Причем стали скрываться даже вопиющие факты.
Вот, например, история, о которой мне рассказала редактор, побывавшая в Женеве у сестры, давным-давно вышедшей замуж за швейцарца. Так вот, однажды в одну из швейцарских деревень нагрянула, на трех джипах, банда непонятных людей, эмигрантов из балканских стран, которые вызвали старосту и предложили "крышевать" деревню, за приличную ежемесячную оплату, а в случае отказа угрожали "неприятностями". Староста попросил неделю на размышления и назначил встречу на воскресный день… Но когда банда приехала вновь, ее встретили жители трех деревень в полном камуфляже, с оружием (в Швейцарии нет армии, а есть силы самообороны) - от автоматов до гранатометов. Бандиты ретировались. В швейцарской прессе, на ТВ, отличающихся дефицитом новостей, об этом ЧП не появилось ни полслова! А между тем факт беспрецедентный: впервые швейцарцы (больше ста человек) вышли с оружием защищать свои дома от пришлых эмигрантов.
Порой принцип страуса, который прячет голову в песок, чтобы сохранить состояние слепого комфорта, доходит до абсурда… Так, в прошлом году мы с женой побывали у друзей в Швеции, и случайно стали свидетелями дикой сцены в самом центре Стокгольма. Какой-то полупьяный бомж, вытащил свое продавленное кресло на перекресток трамвайных путей и уселся в нем, попивая пиво. Образовалась приличная пробка - гудели машины, автобусы, истошно звенели трамваи, но ни один человек не вмешался в инцидент. И это - в центре Стокгольма - как если бы в Москве на пересечении Тверской улицы с Бульварным кольцом. Движение было тотально парализовано, но никто не вызвал полицию, не применил силу, чтобы утащить дурака с креслом хотя бы на тротуар.
"Подростковый инфантилизм" как способ бытия
Итак, на низовом бытовом уровне можно фиксировать странную форму неучастия граждан в ситуациях своего дискомфорта. Как писатель, пишущий о психологии человека, я ломал голову над этим феноменом и, кажется, нащупал ответ, который был подсказан в Женеве. В номере небольшой гостиницы, расставляя вещи после прилета из Москвы, я невольно обратил внимание на солидную картину в раме на стене… Там была изображена славная победа швейцарского парусного суденышка над громоздким французским галеоном, который от пушечных пробоин, уже наполовину ушел в воду. Стоп, господа! Но разве у Швейцарии был свой парусный флот? И где могло происходить такое славное сражение? Разве что на Женевском озере - у Швейцарии нет выхода к морю! Короче, это была исполинская порция лести, отрезанная от пирога тщеславия.
Странно, но в "Истории Англии для детей", написанной великим Чарльзом Диккенсом, уже первая глава о завоевании Острова войсками Юлия Цезаря удивила осознанной если не ложью, то явной подтасовкой. Живописуя далекое прошлое, Диккенс рассказывает о том, как хорошо наподдали древние бритты заносчивым легионам Рима. Автор не мог не знать, что привирает, но был вполне солидарен с установкой на пропаганду национального превосходства любой ценой. Диккенс считал, что воспитание британского патриотизма важнее истины.
Между тем, сам Юлий Цезарь, в своих "Записках о галльской войне", описывая высадку в Британии и основание колонии Лондиниум (будущий Лондон), создает объективную панораму военной экспедиции, отмечает и бестолковую храбрость бриттов, и одновременно панику, которую вызвало у обряженной в шкуры армии появление у берегов римского флота, и массовое бегство племен, и трудности римской компании. Цезарь считал, что военная правда важнее для силы Рима.
И глава Диккенса о воображаемом поражении Цезаря, и эта лубочная картина в женевском отеле скорее говорят о комплексе неполноценности двух государств - о скрытой английской тоске по утерянному мировому господству времен владения Индией, и о странном инфантильном упрямстве швейцарцев, которые на полном серьезе утверждают, что фашистская Германия потерпела поражение благодаря позиции Швейцарии в банковском секторе (сама Швейцария объявила войну немцам в апреле 1945 года, за два или три дня до капитуляции Третьего Рейха).
Такой же инфантилизм – только в больших масштабах – демонстрируется и в стокгольмском музее королевского галеона "Ваза": когда-то утонувший корабль ныне поднят со дна и стоит в полный рост с парусами внутри здания. Я был поражен тем, что экспозиция была рассчитана только на детей и подростков - никакой серьезной осмысленной научной информации, которая должна была бы сопровождать подобный "раритет" не было. Тут стало понятно, что ментальность шведов, как и швейцарцев, это - ментальность подростков. Блага цивилизации достигли такого высокого уровня, что после 13-15 лет юношеского периода жизни духовный рост никак не востребован, потому что социальный лифт отлажен с таким комфортом, что жить всерьез вовсе не обязательно. Можно жить и понарошку. Мимо меня катили бодрые старички на велосипедах, в майках, с гетрами на ногах, инфантильные счастливцы, сопливые очкарики-переростки, которые дожив до 80-ти, оставались подростками - вырастать до состояния зрелости, тут нет никакой нужды.
Между тем социологи и психологи всегда фиксируют крайнюю опасность такой вот подростковой психологии, которая равнодушна к боли и способна проявить стадную жестокость по малейшему детскому поводу - убить из-за конфеты или украденного виртуального меча в компьютерной игре.
И вот итог террора инфантилизма. Начавшись с подтасовок Диккенса, продлившись лестью эпохи просвещения, докатившись до фальсификации Второй мировой войны (которую пришлось исправлять Голливуду в грандиозном сериале "Неизвестная война" с ведущим Бертом Ланкастером, рассказывающим неучам о Сталинграде), современная истина в западной обработке достигла опасного уровня политического фантазма.
Посмотрите, с какой легкостью – прежде невозможной – СМИ могут внушать любую информацию, лишенную необходимой информационной прочности. Какие истеричные волны то поднимают в зенит вопрос о вине русских в гибели малайзийского авиалайнера, то вдруг трагедия напрочь забывается, когда всплывают объективные данные, невыгодные политически, но нуждающиеся в осмыслении. С какой легкостью, прежде маловероятной, можно фальсифицировать кадры слежения из космоса, вставлять эпизоды из компьютерной игры - в документальные кадры и новостную хронику!
В музее утонувшего галеона, я ловил себя на мысли, что идеальным решением для экспозиции было бы построить этот трехэтажный галеон из молочного шоколада с цукатами, чтобы посетители могли его просто слопать и запить кока-колой.
Короче, Европа, на мой взгляд, сегодня представляет собой подростковую виртуальную цивилизацию, некий сгусток отчуждения от бытия, конгломерат инфантильного существования. Понять ее и договориться с этой "буржуазной республикой Шкид и средневековой Глупляндией" практически невозможно. Во всяком случае, мы расходимся все дальше друг от друга. Посмотрите, с какой самонадеянностью рассуждает пресс-секретарь Белого Дома госпожа Псаки: учения -де, которые проводит Россия на своей территории, – это провокация, а учения США на территории чужого государства (речь об Украине) провокацией назвать никак нельзя. Почему? Ответ: потому что это не провокация! Аргументация ребенка.
Вкупе с тотальной географической безграмотностью эта подростковая агрессивная болтовня ей-ей внушает не только оторопь, брезгливость, но и страх.
"Пингвин", высмеивающий "беззубых"
Рискну предположить, что вершиной "подросткового космоса" в Европе и в США стала власть, отмеченная чертами инфантильной себялюбивой ограниченности. Судя по отголоскам в прессе, опубликованные на днях мемуары бывшей гражданской жены президента Франции рисуют крайне отталкивающий тип лицемера, каковой всего лишь выдает себя за рыцаря униженных и малоимущих, а за завтраком, обедом и ужином в Елисейском дворце постоянно издевается над бедными, высмеивая "беззубых" (так он называет малоимущих французов) потешается над их "обезьяньими ужимками" из-за нехватки зубов, которые эти бедолаги и лодыри не могут вставить. Так злые подростки высмеивали в моей школе очкариков и толстяков.
Самого же президента, между тем, французы без стеснения обзывают "пингвином".
Россия для подобных господ пингвинов страна-нонсенс, архипелаг льда, понять который они не хотят, а порой и не могут, потому что любая мысль о России связана с дискомфортом реакций. Например, мысленно претендуя на потерянный Данциг, (польский Гданьск) немцы в своем большинстве не способны понять претензии России на Крым, за который русские воевали с турками 300 с лишним лет. Поляки, осуждая нас за Катынь, на полвека закрыли любые сведения о геноциде в деревушке Едвабве, где польские крестьяне еще до прихода немцев, забили палками, казнили, растерзали и сожгли около тысячи своих соседей евреев.
У самообмана тоже есть границы
Между тем, мы в собственной русской истории придерживаемся абсолютно иных принципов - мы любим самобичевание. Загляните в труды Карамзина и Соловьева - нелицеприятная критика русской действительности на протяжении всей тысячелетней полосы, наша мысль никого не щадит - ни Ивана Грозного, ни Петра, ни Екатерины, ни последних монархов. Сегодня в мельницу отрицания попали Ленин, Сталин… и совсем свежие личности - Горбачев, Ельцин…
Никого в Европе невозможно поставить рядом с доморощенными отрицателями России, ибо фигур, равных по уровню гнева Радищеву, Герцену, Короленко, просто нет. Наша пролетарская революция родилась из чернильниц народовольцев.
Не понимать своей же лжи нормальные люди не могут, но Европа всегда пользовалась нашими правдолюбцами против нас же. Она отлично понимает что мы придерживаемся различных линий поведения, как и по-разному, кстати заметить, относимся к понятию "совесть" (впрочем, такого слова в его прямом, непосредственном значении нет ни во французском, ни в испанском словарях, ни во многих других европейских языках).
Даже у тотального самообмана есть свои границы. Историческая память русских, воссоединение России с Крымом вполне может разбудить, например, самолюбие Германии, и тогда Европу ждут тектонические перемены. Выплачивать моральные репарации и быть всегда виноватой Германия больше не намерена. Да и Франция, измученная двусмысленной риторикой "прав свободы" и "прав консервативности", вот-вот отдаст свои протестные голоса традиционалистам. Англия имеет перспективу остаться без Шотландии, а Испания - без Каталонии, Италия - без Венеции. Все они мысленно уже пустились в свободное плавание...
Во всяком случае, контур Новой Европы будет другим.
Провидец Шпенглер
Если же бросить на общеевропейскую ситуацию взгляд с высоты, то я вижу правоту тезисов Шпенглера, изложенных в его знаменитой книге "Закат Европы" (или - "Падение Запада"). И хотя работа увидела свет почти сто лет назад (1918 – 1922 г.), она удивляет провидением.
Причину кризиса Европейской модели развития мира, закат форм, философ видит в сумме нескольких основных зол. В переизбытке техники, которая отменяет нужду в человеке, в гиперурбанизме, который губит естественность гармонии природы и цивилизации, в подчинении окружающей среды исключительно потребностям людей, в переизбытке войн, число которых катастрофически растет и в экзистенциальном поражении фаустианского типа европейского человека ставшего на путь изгойства и отказа от античных идеалов… И это - только основные из зол.
Я бы добавил еще одно следствие слияния этих факторов, а именно Европа вдруг, внезапно и бесповоротно, потеряла статус примера для остальных; европейские ценности из святых постулатов свободы и равенства, социальной справедливости и святости христианства дошли до абсурдного апогея и выродились в тоталитарный культ сексуальных перверсий, в отрицание семьи и права на патриархальное детство, в парадоксальный уход общества от обсуждения целого списка болевых проблем и болезненную тенденцию уклонения от реальности. Наконец, тот ироничный соус, в какой погрузилось европейское христианство, лишило жизнь моральной опеки и оставило человека наедине с монстрами потребления и культом моды.
По сути дела европейский человек пребывает в фазе экзистенциального самоубийства.
"Смерть белым извращенцам!"
Африканцы, плывущие сотнями через море в обетованный Элизиум, парижский холм Монмартр, теперь все больше чувствуют себя здесь хозяевами. Во всяком случае, гид предупреждает, что в дни Рамадана парижанам не рекомендуется посещать улицы, покрытые коврами для намаза. А вот случай почти анекдотический, однако полный мрачной пошлости: дикая выходка феминисток Fremen – на следующий день после отречения Папы Бенедикта XVI от папского престола. Полуголые дамы проникли в собор Нотр-Дам и принялись лупцевать палками колокол с криками "Папы больше нет!". Полиция вытащила дам наружу, одной девушке в потасовке выбили зуб. И вот приговор парижского суда: феминистки невиновны, а охрана собора за грубость будет оштрафована. Парижу явно не хватило ни вкуса, ни духовности, ни смелости вступиться за дух средневековой святости, которую они когда-то транслировали на весь Старый и Новый Свет.
Парадокс, но первым за честь своих старых столиц вступились белые рослые юноши-радикалы. Каким образом? Они отправились на Ближний Восток воевать против своих же и публично, перед камерой, отрезать головы журналистам. Они заявляют, что ненавидят все западные ценности. Прежде таких отрицаний не было. Сумма перемен не может не удивлять: поющий трансвестит с бородой на конкурсе Интервидения, сам вид которого уже сплачивает моджахедов: смерть белым извращенцам, Аллах акбар!
Отказ от святости и духовности
Пустые храмы Рима, (за исключением собора Св. Петра) Брюсселя, Страсбурга, Праги и многих других, где нет никого, кроме туристов. Если вы едете по железной дороге от Берлина к Кельну, то на протяжении всего пути видите из окна вагона одни мечети (под них часто продаются опустевшие христианские храмы). С отвращением и печалью смотришь на загаженные окраины Парижа, полные бомжей, на костры у конечных станций метро, где, как правило, обосновывается цыганский табор. Черные подростки на сноубордах, шлифующие склоны Монмартра: отвяжись, мы уже тут! И попробуй их тронь! Демонстрации за права гомосексуалистов и - демонстрации против. Брейвик, устраивающий нравоучительную бойню на норвежском острове Утойя, где, надев форму полицейского, расстреливает 77 подростков, одевших хиджабы… Споры об эвтаназии и дискуссии о том, что, скорее всего, Туринская плащаница - подделка… Подвал, в котором пожилой извращенец держит на цепях трех рабынь и спит с дочерью... Все это - сюжеты Европы.
Количество самоубийств в мире достигло соотношения - одна смерть за 40 секунд, и объединенная Европа тут впереди всех (мы, кстати, тоже на "призовом" третьем месте)... Континенты затянуты сетью тотальной прослушки… Мы все лишились прав на личную жизнь. Сумма всех этих фактов, вызывает растерянность у всех, кто был влюблен в Европу и желал стать русским европейцем.
Русский космос на перепутье
Мы прошли страшный путь прививки идеалов марксизма, которые Европа отвергла, мы создали утопическое советское государство и убедились, что такая система и такое скопление разных народов, по крайней мере, проблематичны для социального благополучия. И что же? Европа строит подобный межнациональный муравейник нового образца под названием Евросоюз.
И вот я вижу погибший и загаженный болгарский Пловдив, где один брожу по рынку среди нахохлившихся, как птицы, крестьян, желающих продать в городе лук и картошку. Скажите, что есть, кроме экономической целесообразности, в этом новом комиссариате свобод, где господин главный комиссар в министерстве Правды и Благополучия может, ради корысти, передернуть слова президента другой страны, а президент соседней державы смеется над бедняками…
Так вот, эта башня триумфа перестала сиять идеалами, а идея увеличивать уровень потребления, чтобы тут же блеском их обслуживать, – порочна и не может быть ценностью для тех, кто раздумывает о том, что делать дальше?
Русский космос явно на перепутье, и огни Эйфелевой башни для нас погасли. Реклама как вид на желанное не может быть смыслом жизни. Сиротство европейца налицо, и он может подарить нам только новые правила самоубийства.
И вот мы, Россия, вновь остались наедине с русским лесом, занимая треть земного шара, окружая кольцом огней Северный полюс. Мы в состоянии раздумья, как сказочный богатырь на коне перед путеводным камнем на развилке дорог. И ни одна из них уже не ведет в Европу...