Попытка Запада поссорить Сербию с Россией не удалась. Белград не намерен присоединяться к антироссийским санкциям. И это - вопреки желанию Евросоюза, который выставил такое требование в качестве непременного условия вступления Сербии в ЕС. Требование в духе шантажа!
Комиссар по вопросам европейской политики соседства и переговорам по расширению ЕС Йоханнес Хан, посетивший Белград, лично убедился убедиться в нежелании руководства Сербии менять свою принципиальную позицию в угоду Евросоюзу. «Наша стратегическая цель – путь в ЕС, но мы не будем вводить санкции в отношении России», - сказал Хану премьер-министр Сербии Александр Вучич.
Он подчеркнул, что Сербия проводит политику в интересах своих граждан и не собирается отказываться от такого подхода. Это же подтвердил на встрече с еврокомиссаром и президент Сербии Томислав Николич, категорически заявивший, что Сербия не введет антироссийских санкций ни сейчас, ни в ближайшее время. А посол Сербии в Москве Славенко Терзич, комментируя итоги переговоров Йоханнеса Хана в Белграде, пояснил, что его страна не может присоединиться к санкциям против России по многим причинам, в том числе и потому, что Сербия и Россия являются историческими союзниками.
Наверное, австрийский политик Йоханнес Хан лучше, чем кто-либо другой представитель Евросоюза, должен понимать, какие исторические узы связывают Москву и Белград и почему Сербия не хочет разрывать их в угоду Западу. Россия всегда была покровительницей всех славянских народов, и сербского в первую очередь. И 100 лет назад именно для того, чтобы защитить Сербию от Австро-Венгрии, которая, воспользовавшись убийством в Сараево Франца-Фердинанда, подстрекаемая кайзеровской Германией, вознамерилась поглотить маленькую балканскую страну, Россия вступила в Первую мировую войну, хотя и не была готова к ней. А Вторая мировая война, совместная борьба Советского Союза и Югославии против фашизма, еще более сблизила братские народы двух стран.
О характере этой скрепленной кровью дружбы свидетельствует такой интересный эпизод, описанный одним из руководителей послевоенной Югославии Милованом Джиласом. Во время своего приезда в Москву в 1944 году Джилас обратился к Сталину с просьбой предоставить Югославии денежный заем и заверил, что его страна после освобождения от фашистов деньги вернет и заплатит за поставку вооружения и других материалов. Сталин, как вспоминал Джилас, был очень рассержен его словами. "Вы меня оскорбляете, - сказал он. – Вы будете проливать кровь, а я - брать деньги за оружие! Я - не торговец, мы – не торговцы, вы боретесь за то же дело, что и мы, и мы обязаны поделиться с вами тем, что у нас есть". И Советский Союз бескорыстно делился с Югославией всем, чем мог, хотя и сама наша разрушенная войной страна испытывала тогда огромные трудности.
От Запада подобного бескорыстия ждать не приходится, и это хорошо понимают в Белграде. Здесь помнят, как вел себя Запад в отношении Югославии в 90-е годы, как способствовал распаду страны (по образцу Советского Союза), накладывал на нее санкции, спровоцировал кровавый межэтнический военный конфликт в Боснии и Герцеговине, а в 1999 году решился на откровенную агрессию.
Варварские натовские бомбардировки нанесли огромный ущерб Югославии, привели к разрушению городов, сотен предприятий, гибели тысяч ни в чем не повинных людей. Подобного варварства Европа не знала со времен Второй мировой войны, гитлеровских злодеяний. И все это делалось лишь для того, чтобы "наказать" неугодного Западу президента Югославии Слободана Милошевича за строптивость и непослушание, приверженность собственным национальным интересам. Трагическая судьба Милошевича, преданного суду Гаагского международного трибунала и умершего в тюрьме, показывает как США и их европейские союзники, убирают независимых, не устраивающих их политиков, не гнушаясь при этом никакими средствами, вплоть до убийства.
Что еще "хорошего" сделал Запад для Сербии? Оторвал от нее Косово и Метохию - исконно сербские земли, откуда албанские террористы из так называемой Освободительной Армии Косово (ОАК) изгнали всех сербов, евреев, цыган, представителей других национальностей. Более того, Запад с полуоборота признал Косово в качестве независимого государства, хотя прекрасно знает, что у власти в этом крае оказались настоящие бандиты, преступники, торгующие человеческими органами, творящие другие преступления.
И все эти тяжелые для бывшей Югославии (теперь - Сербии) годы только Москва последовательно поддерживала братский народ. Когда начались натовские бомбардировки Югославии, то, узнав о них, находившийся на пути в США тогдашний глава российского правительства Евгений Примаков решил в знак протеста отменить свой официальный визит в Соединенные Штаты и распорядился изменить в небе над Атлантикой курс самолета, вернувшись домой, решительно осудив военную акцию североатлантического альянса. Москва однозначно поддерживает позицию Белграда по косовской проблеме, считая эту провинцию неотъемлемой частью Сербии, что, кстати, зафиксировано и в известной резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, которую Запад и его косовские марионетки не собираются выполнять.
Недавняя поездка президента России Владимира Путина в Сербию на торжества, посвященные 70-летию освобождения Белграда от фашистов войсками 3-го Украинского фронта под командованием маршала Толбухина и частями югославских партизан, тот восторженный прием, который оказали главе российского государства жители сербской столицы показали, что чувство дружбы и искренней признательности к России, ее народу по-прежнему живет в сердцах миллионов сербов, так же, как и российский народ никогда не изменяет чувству братской солидарности и непреходящей симпатии к сербам.
Сербская пословица гласит: «На небе – Бог, на земле – Россия». Так могут ли «евроэмиссары», кто бы ни пытался, рассорить нас, положить конец той многовековой русско-сербской связи от Бога? Конечно, нет.