6 – 7 сентября во Владивостоке прошел III Восточный экономический форум (ВЭФ-2017). На пленарном заседании мероприятия выступил Президент РФ Владимир Путин. В своей речи российский лидер обозначил важность реализации ряда крупных проектов в регионе: в частности, судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае и газохимического кластера в Приамурье.
Глава государства акцентировал внимание и на комплексном развитии запущенных на Дальнем Востоке территорий опережающего развития (ТОР). Сейчас ведется работа по совершенствованию законодательной базы, что должно усилить привлекательность таких «резерваций» для бизнеса.
Также Путин затронул вопрос фискальных послаблений. К примеру, он предложил в соглашениях с резидентами Дальневосточного федерального округа (ДФО) зафиксировать так называемую «дедушкину оговорку», когда условия для инвестирования не могут ухудшаться в первые 10 лет реализации проекта. Для инвестпроектов капиталоемкостью свыше 100 миллиардов рублей, учитывая их долгосрочный статус, Путин предложил продлить срок действия льготы по налогу на прибыль с 10 до 19 лет. А для иностранных инвесторов, которые вложат в Дальний Восток от 10 миллионов долларов, будет предусмотрен упрощённый порядок оформления российского гражданства.
Уже есть предварительные оценки главных итогов ВЭФ. Полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев привел позитивную динамику в финансовом объеме соглашений на полях ВЭФ: в этом году показатель достиг 2,5 трлн рублей, что значительно превысило прошлогоднюю отметку в 1,85 трлн рублей.
Высокие показатели потенциальных инвестиций в регион обеспечены в основном энергетическими сделками. Именно договоренности в сфере ТЭК сформировали львиную долю в общем объеме контрактов, заключенных в рамках форума.
Так, соглашение по строительству Амурского газоперерабатывающего завода (АГПЗ), подписанное между ООО «Газпром переработка Благовещенск» и АО «Корпорация развития Дальнего Востока», стало крупнейшим на ВЭФ-2017. Проект будет реализовываться на территории опережающего социально-экономического развития (ТОР). Главы «Газпрома» Алексей Миллер отметил, что холдинг планирует ввести в эксплуатацию АГПЗ в мае 2021 года, при этом общий объем инвестиций составит около 950 млрд рублей.
Еще один из флагманских проектов на Дальнем Востоке – «Восточная нефтехимическая компания» (ВНХК) – стала резидентом ТОР «Нефтехимический». Предварительная оценка инвестиций, необходимых для реализации проекта, включая вложения в строительство инфраструктурных объектов, достигает 1,5 трлн рублей.
Эти примеры заявленных мегапроектов показательны и в том смысле, что ведущие российские нефтегазовые холдинги в своих стратегиях развития все больше опираются на глубокий передел углеводородного сырья (с синхронным расширением товарной линейки нефтезагохимической продукции), а не только на экспорт первичных ресурсов, порой критикуемый. В итоге уже в среднесрочной перспективе качественно изменится структура национального экспорта – повысится его маржинальность за счет сбыта продукции с высокой добавленной стоимостью.
Еще одно важное направление в ДФО, которое необходимо для полноценного функционирования национального ТЭК – это формирование собственного танкерного флота.
В регионе в ближайшие годы на базе комплекса «Звезда» (г. Большой Камень) должна появиться крупнейшая в стране верфь гражданского судостроения по выпуску линейки средне- и крупнотоннажных судов и морской техники, включающей танкеры, газовозы, элементы буровых платформ, суда снабжения и сейсморазведки.
В рамках развития верфи «Роснефть» 8 сентября заключила пул контрактов с российскими и иностранными контрагентами. Так, ПАО «Роснефть», АО «Роснефтефлот», и ООО «Звезда» подписали соглашение о намерении, которое предполагает размещение заказа на строительство танкеров-челноков усиленного ледового класса дедвейтом около 70 тысяч тонн. Количество судов будет уточнено после определения основных технических характеристик флота.
Кроме того, ООО «Звезда» и Samsung Heavy Industries Co. Ltd. (Республика Корея) подписали основные условия по созданию СП по управлению проектами строительства арктических челночных танкеров.
Также ООО «Звезда» заключило соглашение с французской инжиниринговой компанией Gaztransport & Technigaz (GTT) о технической оценке возможностей судостроительного комплекса по строительству систем хранения сжиженного газа для последующего приобретения лицензии GTT на строительство судов-газовозов.
Концептуально России собственные мощности для развития танкерного флота нужны – и пристальное внимание Владимира Путина к отрасли, посетившего судоверфь в завершении рабочей поездки на Дальний Восток, в определенной мере поспособствует динамике ее развития.
Но вопрос загрузки верфи в условиях жесткой конкуренции не снят: не будет ли дешевле тому же НОВАТЭКу продолжать заказывать газовозы в Южной Корее, которая давно занимает лидирующие позиции в этом сегменте, и строит суда очень быстро. Так что только административного побуждения заказчиков судов «размещаться» на отечественной верфи может не хватить. А перед «Звездой» стоит сложная стратегическая задача – как минимум добиваться коммерческого и технологического паритета с мировыми лидерами отрасли.
Перспективные же оценки потребительского потенциала азиатских государств позволяют рассчитывать России на стабильность сбытовой стратегии. Кроме того, развитие углеводородного потенциала Дальнего Востока существенно снизит глобальные экспортные риски нашего государства. Москва, конечно, не отказывается от европейского нефтегазового рынка, но в условиях политической конфронтации с Брюсселем и Вашингтоном вынуждена форсировать энергетическую кооперацию с восточными партнерами, активней планировать наращивание экспорта углеводородов и их производных за счет расширения палитры контрагентов из АТР. Возможно, не за горами период, когда России придется даже отвлекать экспортные объемы углеводородов с западного направления для покрытия спроса на восточном.
Но еще многое России предстоит сделать для реализации амбициозных планов по трансформации ДФО в глобальный нефтегазовый промышленно-логистический центр. К примеру, заявленные масштабные инвестиции в АГПЗ и ВНХК – пока только формально можно считать состоявшимися интервенциями госкомпаний. По крайней мере до того момента, пока не будут заключены твердые контракты российских нефтегазовых холдингов по этим проектам с зарубежными партнерами, и обеспечены притоки внешних кредитов. Конечная же цель – сбалансировать пропорции между притоком внутренних и внешних инвестиций в ДФО. Определенные наработки в этом поле уже есть – расчет прежде всего на китайские, японские, корейские и индийские финансовые интервенции. Хотя в политике российских госконцернов – в целом приветствовать расширение пула мировых партнеров, но санкции ЕС и США в отношении Москвы сдерживают создание новых альянсов.
Стратегия федеральных властей по стимулированию условий внешнего финансирования позволит выдержать и по возможности форсировать сроки развития заявленных капиталоемких проектов в сфере ТЭК на Дальнем Востоке. В свою очередь, инвесторы смогут быстро окупить вложения за счет высокой маржинальности технологичных производств и начать консолидировать прибыль. Пожалуй, такой «размен» эффективен и должен всех устроить.