Борьба за повышение конкуренции и инвестиционной привлекательности должна стать приоритетной задачей для региональных властей. Ранее об этом заявил глава государства Владимир Путин. «Наращивание инвестиций, предпринимательской активности - это и экономическая задача, это основа экономического роста и доходной налоговой базы региона, но это и в полном смысле этого слова задача политическая. Потому что именно это создает реальные ресурсы, увеличивает ресурсы для развития здравоохранения, образования, социальной сферы в целом», - сказал ранее президент.
Большинство руководителей субъектов РФ отреагировали на указание президента и готовы продемонстрировать результаты. Принят целый ряд мер для улучшения инвестиционного климата в регионах: сформирована соответствующая законодательная база, реализованы дорожные карты национальной предпринимательской инициативы, запущен национальный рейтинг инвестиционного климата в субъектах страны. Кроме того, очевидные позитивные изменения в инвестиционном климате отмечают и сами предприниматели, и авторитетные эксперты. К примеру, в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (Doing Business) Россия заняла 40-е место, поднявшись на 11 позиций по сравнению с прошлой оценкой.
Владимир Путин в ходе совместного заседания президиума и консультативной комиссии Государственного совета о мерах по повышению инвестиционной привлекательности регионов отмечал, что разница между лучшими и отстающими регионами по качеству бизнес-среды сокращается. «Правда, происходит это не так быстро, как бы нам хотелось, но в целом позитивные тенденции есть. Несмотря на наличие единого федерального законодательства и равные правовые возможности субъектов Федерации, все‑таки сохраняется эта разница», - заявлял Путин.
Например, по его словам, до сих пор отличается от региона к региону среднее время выдачи разрешения на строительство, на подключение к электросетям или регистрации прав собственности в разы: в два, в три и более раз. В регионах-лидерах уже идут дальше: там последовательно снижаются избыточные административные барьеры, сокращаются сроки и процедуры предоставления государственных услуг, а сами услуги переводятся в электронный вид.
Стоит заметить, что ограничиться одними рапортами у региональных властей не получится, разработанный «Агентством стратегических инициатив» (АСИ) национальный рейтинг инвестиционного климата в субъектах РФ четко показывает успехи того или иного региона согласно 4 направлениям: «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы» и «Поддержка малого предпринимательства». Лидеры рейтинга из года в год стараются усилить то или иное направление в своем регионе.
Например, в Тульской области, которая уже второй год удерживает 4-е место в рейтинге АСИ, в этом году особое внимание уделяют развитию конкуренции. Эта тема является основополагающей для притока инвестиций в регион. Как заявил Владимир Путин на заседании Госсовета в минувшем апреле, «справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны, ее динамичного движения вперед во всех сферах жизни». В соответствии с этим в Тульской области в течение последних двух лет количество дел, возбужденных местным управлением ФАС России в отношении органов власти, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», снижается. Так, в 2015 году возбуждено 46 дел, в 2016-м — 10, в 2017-м — 3. Положительная динамика — результат профилактической работы: разъяснение законов путем проведения обучающих мероприятий, активное использование института предупреждений, согласно поправкам в закон «О защите конкуренции».
Глава региона Алексей Дюмин считает повышение конкуренции важнейшей задачей, поскольку она напрямую связана с улучшением инвестклимата. По его словам, регион привлекателен не только своим культурным наследием, традициями и гостеприимством, но также «возможностью успешно и выгодно вести бизнес». По словам Дюмина, ежегодно в экономику области привлекается более 100 миллиардов рублей инвестиций. По итогам 2017 года объем инвестиций в основной капитал превысил 127 миллиардов, что на 9% больше, чем за 2016 год.
Тюменская область традиционно входит в группу регионов-лидеров, хотя и потеряла в прошлом году одну позицию. Тем не менее в работе властей чувствуется современный подход - опыт региона в реализации программы «Цифровая экономика» назван одним из лучших, а практика Тюменской области в области улучшения инвестклимата использовалась при формировании целевых моделей.
Достойных результатов удалось добиться и Ульяновской области под руководством Сергея Морозова, она заработала одну позицию в рейтинге АСИ. Так, на реализацию госпрограммы развития инвестиционного потенциала и стимулирования инновационной деятельности, поддержки малого и среднего бизнеса в 2018 году предусмотрено 623,1 млн рублей. Из них 41 млн рублей направят на развитие инфраструктуры индустриального парка «Димитровград», сообщает областная пресс-служба. 200 млн рублей будет выделено Фонду развития и финансирования предпринимательства на предоставление займов в сфере промышленности и АПК.
Однако далеко не везде регионам удается выстраивать с инвесторами конструктивный диалог. Так, во Владимирской области может сорваться строительство свинокомплекса компании Вадима Дымова. Против проекта выступили местные жители. Кроме того, по сообщению местных СМИ, была нарушена процедура - отмечается, что вопрос строительства свинокомплекса не обсуждался и до сведения местных жителей эта информация не доводилась. Также не проводилась оценка участка, не изучался вопрос о скотомогильнике, который на нем располагался.
Еще одна неудача постигла Челябинскую область. Турецкие инвесторы передумали строить Конгресс-холл в Челябинске. Как отмечалось, у проекта были серьезные перспективы, но, как стало известно, местным властям так и не удалось найти общий язык с представителями бизнеса.
По мнению заместителя руководителя аналитического агентства «Национальный эксперт» Елены Варламовой, развитие конкуренции непосредственно связано с улучшением инвестклимата в регионе. «Те территории, где всё монополизировано и замкнуто на единичных игроков, априори не могут развиваться равномерно и эффективно. К сожалению, это приводит к застою и стагнации», - пояснила она. По словам эксперта, системная работа в этом направлении позволяет добиться серьезных успехов даже тем регионам, которые еще несколько лет назад считались обычными середнячками. «Качество управленческой команды, способность вести конструктивный диалог с инвесторами являются залогом успеха», - отметила Варламова.
Очевидно, что инвестиционная привлекательность – это не данность, а способность властей конкретного региона повышать уровень свободы бизнеса и создавать максимально комфортные условия для предпринимательства. Бизнес неизбежно будет приходить туда, где наблюдается постоянная позитивная динамика развития и есть перспектива.