23 января нынешнего года во время траурных мероприятий в израильском мемориальном комплексе «Яд Вашем» по случаю 75-летия освобождения советскими войсками концлагеря Освенцим Владимир Путин сделал важное заявление. Он предложил провести встречу глав государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН – России, Китая, США, Франции и Великобритании «в любой точке мира, где это будет удобно коллегам». «Мы все несем ответственность за то, чтобы никогда не повторять страшные трагедии прошедшей войны, чтобы будущие поколения помнили об ужасе Холокоста и о лагерях смерти» ,- подчеркнул тогда российский президент.
Как и следовало ожидать, призыв Путина подвергся критике на Западе, что в полной мере соответствует общему тону антироссийской истерии. Комментарии ряда немецких СМИ резюмирует берлинская «Ди Вельт»: «В освобождении Освенцима Путин выделил роль Красной Армии и не упомянул о пакте Сталина и Гитлера 1939-года, когда Советский Союз и фашистская Германия объединились для вторжения в Польшу».
Иными словами, западные элиты продолжают следовать избранной ими стратегии - переписать историю таким образом, чтобы возложить на фашистскую Германию и Советский Союз равную ответственность за развязывание Второй мировой войны. Официальное одобрение стратегии, придание ей некого «легитимного» статуса произошло 19 сентября 2019 года в Брюсселе, когда большинством голосов была принята соответствующая резолюция Европарламента. Европейские консерваторы, либералы и некоторые социал-демократы, объединившись на антироссийской почве, фактически предъявили обвинения бывшему СССР, спасшему их страны от фашизма.
Попытка размыть образ победителя, навязать для обсуждения тему «вины» Советского Союза перед европейскими народами ничто иное, как один из методов психологической войны против России. Однако здесь просматривается и другая линия, не менее опасная.
Манипуляции в отношении истории создают ситуацию, при которой с гитлеровской Германии как бы снимается часть ответственности за Вторую мировую войну. То есть, фактически мы имеем дело с попыткой реабилитировать фашизм.
Далее. Переписывание прошлого предполагает, что из сознания людей необходимо вычеркнуть события 1933-1940 годов, как то: пособничество Франции и Великобритании фашистской Германии, например, в борьбе против республиканской Испании; Мюнхенский сговор, которым Чемберлен, Деладье и Муссолини дали свое согласие Гитлеру на захват Чехословакии; участие Польши в разделе Чехословакии, а также многое другое.
Следующий круг вопросов. Как быть с решениями Нюрнбергского трибунала над главными военными преступниками? Отменять по всем четырем основным обвинениям? Напомним: заговор против мира; планирование, развязывание и ведение военной агрессии; преступления против международного права; и преступления против человечности. Ни одно из этих обвинений международный трибунал 1945-1946 гг. не выдвигал в отношении какого-либо другого государства, кроме фашистской Германии. И вот теперь, спустя 75 лет, когда живых очевидцев трагедии почти не осталось, а новые поколения все дальше уходят от тех событий, влиятельные круги на Западе решили «подправить» историю в угоду политической конъюнктуре.
Их охотно поддержали и ряд немецких СМИ. Предложение Владимира Путина созвать саммит стран-основателей ООН пришлось здесь весьма кстати и подлило масла в огонь. Муссированием темы о «вине» бывшего СССР в развязывании Второй мировой войны Запад пытается дискредитировать предложение президента России начать новый диалог о мире.
Это происходит в ситуации, когда человечество стоит у крайне опасной черты. «Мы имеем дело с реальной и чрезвычайной угрозой, абсолютно недопустимым положением вещей,- считает Рейчел Бронсон, руководитель американского журнала «Бюллетень ученых-атомщиков». По мнению издания, в 2020 году символические «часы судного дня» остановились в 100 секундах до наступления ядерной ночи. Еще никогда риск уничтожения человечества не был столь велик, как в наши дни.
Создав свои часы в 1947 году, критически мыслящие ученые-физики установили на них время - 7 минут до полуночи. Карибский кризис, самый опасный в истории военного противостояния, еще ближе подвел стрелки нулевой отметке. Тогда, 27 октября 1962 года группа эсминцев ВМС США у берегов Кубы атаковала советскую подводную лодку. Благодаря выдержке морского офицера Василия Архипова, удержавшего командира подлодки от предписанного ему ответного удара ядерной торпедой, человечеству удалось избежать атомной войны. Вместо смертоносного залпа моряки, вопреки инструкции, вполне мирно просигналили «прекратите провокацию». Обстановка разрядилась каким-то чудом…
Полагаться на такой исход событий в дальнейшем было бы непростительной ошибкой. Вот что заявил в 1969 году Генеральный секретарь ООН У Тан: «Исходя из полученной мною информации, считаю, что у членов (Совета Безопасности ООН- прим.ред.) есть еще около десяти лет, чтобы начать глобальное сотрудничество и положить конец гонке вооружений. Если этого не произойдет, то, боюсь, проблемы достигнут таких масштабов, которые будут выше человеческой способности с ними справиться».
С момента заявления прошло более полувека. Попытки добиться прочного мира, установить контроль над вооружениями предпринимались неоднократно, в том числе комплексом договоров по СНВ и ДРСМД, но сегодня все они перестают действовать. Запад нарушает их условия также, как нарушил обещание, данное в свое время Михаилу Горбачеву: после объединения Германии военная инфраструктура стран НАТО не будет распространяться на восток, и уж тем более на территорию бывшего СССР.
Сошлемся в этой связи хотя бы на выступление министра иностранных дел ФРГ Ганса-Дитриха Геншера 31 января 1990 года в Евангелической академии в Тутцинге. Вот что писала тогда «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг»:
«Геншер понял: настал момент истины. Его речь содержала требование к НАТО однозначно заявить – как бы ни развивались события в странах Варшавского договора, расширение территории НАТО на восток, ближе к границам Советского Союза происходить не будет. Изменения в Восточной Европе и процесс объединения Германии не должны ущемлять интересы безопасности СССР».
«Нам постоянно лгали, - скажет Путин спустя десятилетия, - решения принимали за нашей спиной, ставили нас перед свершившимся фактом».
Российский президент снова пытается достучаться до «коллег на Западе», предложить путь к мирному международному порядку. Пока тщетно, его «не слышат». И все же осознание тупика, в котором мы оказались, приходит ко многим людям. Похоже, расчет именно на это.