Владимир Оленченко, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН
Евросоюз с недавних пор озабочен ситуацией с нелегальной миграцией в Литве и Латвии, но события в Афганистане переместили фокус внимания на вопрос возможного прибытия афганских беженцев в Европу.
16 августа генсек ООН Антониу Гутерриш призвал все страны принимать беженцев из Афганистана и воздерживаться от их депортации. В свою очередь, еврокомиссар ЕС по внутренним делам Ильва Йоханссон поддержала призыв генсека ООН и предложила расширить квоты ЕС на приём беженцев, посчитав нужным сделать совещания по вопросам нелегальной миграции регулярными.
На этом фоне намерения литовцев и латышей получить одобрение ЕС насильственной депортации беженцев с их территории прозвучали на конференции ЕС по беженцам 18 августа явным диссонансом. Не нашло поддержки и их обращение о перераспределении мигрантов из Литвы и Латвии в другие страны. Литве в ответ на её просьбу о финансовой помощи, размер которой в литовском понимании должен составлять 500 млн. евро, решили на конференции выделить 37 млн. евро в качестве неотложной помощи.
Между тем, начало миграционного кризиса в Литве и Латвии датируется июнем 2021 г., когда Белоруссия в пакете ответных на санкции ЕС мер приостановила действие соглашения с ЕС о реадмиссии. Соглашения такого типа предполагают пограничное сотрудничество в регулировании нелегальной миграции.
В Литву с белорусской территории стали проникать беженцы из Ирака, прибывающие в Белоруссию иракскими авиарейсами. На настоящий момент их численность превышает 4 тысяч человек. Литовские власти отказывают мигрантам в предоставлении статуса беженцев, насильственно выдворяют мигрантов с территории Литвы, возлагают ответственность на Белоруссию и аппелируют к ЕС за помощью.
Так, Литва рассчитывала получить финансовые дотации от ЕС на инженерное дооборудование границы с Белоруссией. По предварительной литовской оценке, дооборудование обошлось бы около €150 млн. К конференции литовцы увеличили эту сумму до 500 млн. евро. Если ЕС не поможет, то Литве придется обратиться к заимствованиям, так как литовский бюджет - дефицитен.
К тому же представитель ЕК Адальберт Янц заявил: "Еврокомиссия не считает верным финансировать строительство преград и барьеров из фондов ЕС". Ответ был дан заранее и не ссылается на литовское обращение, то есть носит универсальный характер, адресованный всем странам Прибалтики. Прибалтам дали очередной раз понять, что вопросы национального управления, это - проблема самих стран Прибалтики.
Особенности литовского восприятия нелегальной миграции проступают в нескольких аспектах.
Так, власти Литвы расселяют мигрантов, то есть создают лагеря беженцев у населенных пунктов, где компактно проживает польское население. Речь идёт о поляках, которые исторически живут в Литве, образуют этнически однородно-польские компактные общины. Общины не ассимилируются с литовским населением, ориентируются на польские стандарты образования, социальной жизни, польские СМИ, добиваются, чтобы названия в этих местах были представлены и на литовском и польском языках. В 90-х XX века поляки пытались оформить себе культурную автономию. Польская обособленность и твердое противодействие ассимиляции вызывают раздражение литовских властей.
Поляки подозревают, что литовцы преднамеренно обустраивают беженцев в местах расселения польского населения. В этой связи переходят к протестным акциям в виде блокирования дорог и снабжения.
Другая особенность - литовское политическое руководство заявляет, что для Литвы важнее борьба с "режимом Лукашенко" и не хотят идти на диалог с белоруссами, поскольку это в литовском понимании будет означать признание власти Лукашенко
Параллельно и в Латвии с конца июля нарастает число нелегальных мигрантов из Ирака, проникающим через Белоруссию. Сначала их число измерялось единицами, затем десятками и теперь счёт идёт уже на сотни.
Латвийские власти, как и литовские пытаются возлагать ответственность на Белоруссию и насильственно выдворяют мигрантов со своей территории.
Миграционный кризис вызвал кризис отношений между центральными властями Латвии и органами самоуправления Латгалии (область, граничащая с Белоруссией) и особенно её административного центра - Даугавпилса. Центральные латвийские власти затребовали от мэра Даугавпилса представить план и места размещения беженцев. Однако градоначальник категорически отверг возможность расселения беженцев, ответив, что может предоставить автобусы для доставки беженцев в Ригу и пригрозив протестными акциями латгальцев в Риге.
Ситуация обнажила внутренние проблемы стран Прибалтики, проблемы управления в стране, проблемы взаимоотношений центральных властей и органов самоуправления.
Правительство Латвии установило режим чрезвычайной ситуации (ЧС ), который будет действовать по 10 ноября. Режим предполагает взаимодействие погранохраны и вооруженных сил для насильственного выдворения мигрантов с латвийской территории. В заявлениях латвийских властей остаётся за скобками, как это соответствует нормам ЕС и лозунгам приверженности демократии?
Латвия заимствует литовский опыт - на территории, где действует режим чрезвычайной ситуации, структурные подразделения Государственной пограничной службы и другие учреждения не принимают заявления о предоставлении статуса беженца или альтернативного статуса. Чрезвычайная ситуация — особый правовой режим, который позволяет правительству ограничивать права и свободы органов государственного управления и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, а также возлагать на них дополнительные обязанности.
Литовские и латвийские претензии к Белоруссии содержат несколько несоответствий. Первое - источником миграции выступает Ирак, а не Белоруссия. Другое несоответствие - аналогии событий в 2015-2016 гг., когда мигранты прибывали в Европу морем в Грецию, Италию и оттуда через Венгрию устремлялись в Германию. Ни немецкие, ни венгерские власти не предъявляли тогда претензий Греции и Италии, а ЕК не принимала санкций. Почему же сейчас ЕК и страны Прибалтики настаивают на ответственности Белоруссии и вводят против неё санкции?
Ситуация поучительна для Белоруссии, которую совсем недавно страны Прибалтики зазывали в друзья и призывали демократично, то есть в их толковании без сопротивления воспринимать незаконные протестные действия? Поскольку незаконная миграция - это в том числе протест против иностранного вмешательства в Ирак, в котором принимали участие и Литва, и Латвия, то логично, что мигранты устремляются на литовскую и латвийскую территории. Здесь бы литовским и латвийским властям продемонстрировать умение воплощать демократические принципы и попробовать загладить свои ошибки перед иракцами, но нет - ответственность они хотели бы возложить на Белоруссию, как становится очевидным, литовские и латвийские власти хотели бы использовать белорусскую территорию как своего рода отстойник нелегальной миграции.
Не менее уместен вопрос о том, почему страны Прибалтики адресуются за помощью к ЕС, хотя, участвовали в военных действиях в Ираке в составе коалиции, созданной и возглавляемой США?
По смыслу, американцы должны были бы финансово помочь странам Прибалтики, но не помогут - в американском понимании помощь должна идти и финансовая и организационная из ЕС - зря что ли прибалтийская элита американского происхождения устраивала прибалтов в ЕС. Да и сами прибалты не обратятся к США - просто не осмелятся.
Говоря о существе нынешней ситуации, некоторые белорусские политологи (А.Дзермант) высказывают соображение о том, что ЕК активно не вмешивается в миграционные кризисы в Литве и Латвии с тем, чтобы предотвратить движение мигрантов на Запад. Долю истины в этом можно обнаружить, так как в 2015-2016 гг.. страны Прибалтики уклонились от германского призыва пропорционально распределить мигрантов, сосредоточенных в Германии, по странам-членам Евросоюза.