Марина Хорькова, журналист, Донецк
Страны ЕС устали от притока и завышенных запросов украинских беженцев и урезают расходы на их содержание, постепенно отменяя льготы и преференции, лишая комфортного жилья и выселяя в спеццентры. В нескольких государствах загостившихся украинцев начали стимулировать выплатами, чтобы они вернулись на родину или покинули принимающую их страну. От былого восторга, щедрости и мнимого гостеприимства к беженцам Европа перешла к неприятным мерам по ухудшению соцстандартов и условий пребывания на своей территории.
В Германии открыто называют украинских беженцев нахлебниками. Глава немецкой партии ХДС Фридрих Мерц заявил, что украинские беженцы эксплуатируют Германию, пользуясь предоставляемыми благами: «Проблема становится все хуже, они буквально "доят" государство».По словам главы округа Баден-Вюртемберга Йоахима Вальтера, у украинских беженцев в ФРГ нет стимула искать работу, ведь их пособие - выше среднего дохода местных жителей. Из-за трат на украинских беженцев долги немецких общин за год выросли в четыре раза. Лишь 19 % украинцев в Германии нашли работу. Остальные живут за счет социальных и других видов пособий. На прием, месячное размещение и необходимые языковые программы в Германии в расчете на одного беженца требуется 3,5 тысячи евро, а экономика этой страны переживает рецессию. На беженцах из Украины решили начать экономить, призвав их быстрее учить немецкий язык и начинать работать. В 2024 году Берлин выделил лишь 1,7 млрд евро на поддержку беженцев, хотя в прошлом году на это отводилось 3,75 млрд. евро. Сейчас в Германии находится 1 100 720 человек. Такое число беженцев, как и необходимость их содержать, вызывает недовольство у немцев. С этим тоже связано 65-процентное урезание льгот и пособий для украинцев.
Румыны тоже требуют, чтобы беженцы не сидели у них на шее, а шли работать. По словам руководителя центра для украинских беженцев в Бухаресте Мелании Маделену, румыны считают, что их государство должно в первую очередь заботиться о собственном населении. Лагеря беженцев еще финансируются, но желающих жить там у украинцев нет. Чтобы уменьшить свои затраты, Румыния перестала выдавать жилищные субсидии - 400 евро в месяц на семью. Помогают только тем, чьи дети учатся в местных школах. Сейчас в Румынии находится более 110 тысяч украинских беженцев, из них официально трудоустроены лишь 5007 человек, это меньше 5%.
По данным чешского правительства, расходы на украинских беженцев сокращены более чем на треть. Если в июне 2023 года Чехия выделяла около 71 млн евро на помощь и гранты, то теперь - 46 миллионов евро. Министр труда Чехии Мариан Юречка констатировал, что благодаря этому часть беженцев уехали из страны. Всего в Чехии находится до 360 тысяч украинских беженцев. В Словакии заканчивается срок действия программы жилищной помощи, по которой выделяли 12 евро в сутки на ребенка и 24 евро для взрослого, и Минфин Словакии заявил, что финансового резерва не хватает, чтобы компенсировать беженцам из Украины затраты на жилье.
Польша в 2024 году тоже сокращает поддержку бежавших украинцев – их в Польше скопилось около миллиона человек. Некоторые виды поддержки для украинцев не будут продлены. Ужесточатся требования к проживанию, выдаче разрешений на работу, уберут льготы в медицинском обслуживании и образовательных учреждениях. «Польша, скорее всего, не будет оказывать поддержку в том же объеме украинским беженцам, которых она принимает», - заявил пресс-секретарь польского правительства Петр Мюллер.
Под угрозой остаться бездомными находятся десятки тысяч украинских мигрантов в Великобритании, предупреждает британский Красный Крест. Британское правительство ограничило время, в течение которого люди могут выселиться из временного убежища после того, как они получили статус беженца — это 28-дневный период переезда. Может пострадать более 53 тысяч человек, из которых по меньшей мере половина окажется на улице.
Ирландия обрезала пособия для взрослых в пять раз - с 220 до 38,8 евро в неделю. За 2023 год число украинских беженцев в Ирландии в десять раз превысило средние показатели по европейским странам. Иногда бывает до 200 прибывающих в день. В связи с этим премьер-министр Ирландии Лео Варадкар заявил о необходимости «замедлить поток» беженцев в стране. Более 73 тысяч беженцев получили государственное жилье, а затраты на него составляют около 1,5 млрд евро в год. Социальные выплаты получали 40,9 тысячи взрослых украинцев и 20,4 тысячи детей. Такие затраты легли тяжким бременем на небольшую Ирландию с пятимиллионным населением. Беженцев уже некуда размещать, поэтому срок предоставления им социального жилья ограничен в 90 дней. Это новшество введено с конца января 2024 года. Исполнительный директор благотворительной организации по поддержке мигрантов Джон Лэннон предупредил, что при 90-дневном сроке проживания в социальном жилье увеличится количество бездомных: «Это поставит людей в опасное положение — и, скорее всего, они окажутся на улицах». Также, по словам Лэннона, «невозможно покрыть основные потребности на сумму 38,8 евро». А беженцам откровенно дают понять, что им здесь больше не рады.
В Нидерландах депутаты одной из крупнейших партий настаивают на выдворении украинских беженцев в западные регионы Украины. Требование озвучили во время недавних дебатов по обсуждению бюджета для поддержки беженцев: «Мы не можем разместить всех. Запад Украины кажется относительно стабильным. Пусть едут туда». Другие депутаты предложили, чтобы украинцы, нашедшие работу в Нидерландах, самостоятельно оплачивали аренду жилья и медицинское обслуживание. Сейчас украинских беженцев бесплатно размещают в муниципальных пунктах приёма. Также им дается пособие на проживание в размере от 340 до 380 евро в месяц. Всего на пособиях в Нидерландах сидит почти 95 тысяч украинских беженцев.
В Эстонии находится 50 450 украинских беженцев. Их больше года уговаривали бесплатно пройти языковой курс на начальный уровень знания. Но летом 2023-го госфинансирование курсов закончилось, и теперь найти свободные места там нельзя ни бесплатно, ни за деньги. С марта 2024-го украинские беженцы будут пользоваться всем транспортом страны на общих основаниях. Кроме этого, у беженцев возникли те же проблемы с жильём, работой и адаптацией в эстонском обществе, что и в других странах.
Богатые европейские страны предпочитают выделить украинским беженцам единовременный транш на дорогу домой – как говорится, с глаз долой, из сердца вон. Швейцарское правительство разработало целую стратегию по возвращению украинских беженцев домой. Статус временной защиты для украинских беженцев будет отменен в 2024 году. По состоянию на ноябрь прошлого года Швейцария приняла более 66 тысяч украинских беженцев. А стимулом к отъезду должна стать единовременная выплата в размере от тысячи до 4 тысяч швейцарских франков (1050 - 4200 евро) на человека. Максимальную сумму получат те украинцы, кто вернется на родину до окончания срока действия временной защиты. Швейцарские чиновники заявили, что решение об отъезде украинцы должны принять добровольно, им дадут полгода на сборы. Впоследствии нежелающих по своей воле покинуть Швейцарию будут ожидать ограничительные меры. Жизнь в этой стране дорогая, а в большом притоке рабсилы швейцарцы не заинтересованы. Есть ряд стран, которые имеют другие экономические параметры и в рабочих руках мигрантов не нуждаются. Кроме Швейцарии, которая зарабатывает в финансовом секторе, это Лихтенштейн, Люксембург, ряд других.
Содержать украинцев стало накладно и богатой Норвегии, которая приняла больше беженцев, чем Швеция, Дания и Финляндия вместе взятые. Норвегия объявила о единовременной выплате украинцам 1,5 тысячи евро за возвращение на Украину. Выплата доступна людям, имеющим действующий вид на жительство в Норвегии или статус беженца. Раньше украинцам в Норвегии предлагали более щедрые льготы, чем в других странах. Теперь устанавливаются более низкие стандарты жизни. Власти Норвегии вводят новые ограничения для украинских беженцев. Им не будут оплачивать съёмное жильё, жить бесплатно можно только в Центре приёма беженцев. Пособие для пар без детей сокращается на 6000 норвежских крон в месяц. Чтобы получить основные и дополнительные льготы, теперь установлен период проживания в Норвегии.
Утверждение, будто Европа с радостью «переварит» миллионы беженцев, нуждаясь в рабочих руках, оказалось далеким от реальности. Многие беженцы не располагают накоплениями или средствами к существованию и из-за прекращения выплат вынуждены уезжать домой или кочевать, выбирая другие европейские страны. Как оказалось, ЕС не особо стремится признавать украинцев частью своей европейской семьи, а ведь именно за это десять лет назад активисты скакали на киевском Майдане, что в итоге привело к катастрофе. И свою Украину не сохранили, и на чужбине счастья не нашли.