Владимир Блинков, экономический обозреватель
По мнению влиятельного американского издания The New York Times «звезда Зеленского тускнеет на Капитолийском холме…. и он получает в Штатах все более сдержанный прием». Такие выводы издание сделало, анализируя результаты его визита в США. Его прием 26 сентября был гораздо более скромным, чем год назад - несколько десятков законодателей встретились с ним за закрытыми дверями, а спикер Палаты представителей вообще отказался от встречи. В качестве «утешительного приза» ему дали еще немного денег - остатки траншей в 5,5 млрд долл., в то же время подвижек с согласованием новых не произошло.
Поэтому, в соответствии с договоренностями, достигнутыми в ходе последнего визита Джо Байдена в Европу, руководство Евросоюза, несмотря на собственный бюджетный кризис, готовится взять на себя содержание Незалежной. Как сообщило 17 сентября издание Financial Times со ссылкой на трех европейских чиновников, руководство ЕС готовит план по предоставлению Украине новых кредитов на сумму до 40 млрд евро независимо от участия США. Сейчас этот план рассматривается как дополнительный к основной схеме, утвержденной в июне «Большой семеркой» по предоставлению Киеву кредита на 50 млрд долл. за счет прибыли от активов России. Окончательная сумма кредитов будет установлена после консультаций Еврокомиссии (ЕК) со странами-членами. Использование такого механизма обусловлено тем, что его принятие потребует поддержки большинства и Будапешт не сможет воспользоваться правом вето.
Отмечу, что за время СВО Евросоюз и страны-участницы уже выделили Незалежной 118,3 млрд долл. и продолжение финансирования встречает все большие возражения в ряде европейских стран. Это не может продолжаться бесконечно, считает премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Фактически украинская экономика держится исключительно за счет западных вливаний и ее вряд ли можно считать финансово жизнеспособной, заявил он в эфире радио Kossuth.
Но несмотря на такие возражения, Брюссель заверил Киев, что продолжит «удовлетворять насущные военные и оборонные потребности Украины» (ранее в феврале лидеры ЕС утвердили программу помощи Украине в размере 50 млрд евро на период с 2024 по 2027 годы. Две трети суммы будет представлена в виде кредитов, а оставшиеся 17 млрд – в виде грантов, вычтенных из бюджета ЕС).
Отмечу, что, хотя на словах, большинство стран ЕС также готово финансировать Украину до победного конца, на практике их вклады сильно различаются. Так, по данным Кильского института мировой экономики (IfW), поддержка Германии Украине с начала конфликта составила 17,1 млрд евро, Польши - 3 млрд евро, а вот Италия ограничилась 690 млн, вторая экономика ЕС - Франция - 540 млн евро, Испания – также 340 млн. Венгрия и Словакия выступают вообще против финансирования Украины и, вероятно, ряды таких стран будут пополняться. Так, австрийский федеральный канцлер Карл Нехаммер заявил, что его страна не будет оказывать Украине военную поддержку по причине своего нейтрального статуса.
Причин такой позиции европейских стран несколько: рост стоимости конфликта, стагнация экономического роста в Европе, сопровождающаяся призывами к пересмотру финансирования в период с 2024 г. по 2027 г., рост недовольства населения. Так, опросы общественного мнения в ФРГ показали уверенный рост популярности партии «Альтернатива для Германии» по причине растущего недовольства политикой правительства. Главной проблемой является продвигаемый зелёными закон об отоплении, требование которого многим не по карману. Недовольно они и тем, что когда, то здесь, то там рушатся мосты, падают темпы жилищного строительства, дороги в плачевном состоянии, а в аптеках не хватает лекарств и промышленные компании покидают страну, правительство Олафа Шольца вместо преодоления кризиса увеличивает расходы на содержание мигрантов и тратит деньги на помощь Украине.
На таком фоне руководство Евросоюза опасается, что в среднесрочной перспективе у него будет мало пространства для маневра по поддержке Незалежной, тем более, что один из кандидатов в президенты США - Дональд Трамп пообещал, что в случае победы на президентских выборах добьется мирного решения конфликта на Украине еще до инаугурации. А это означает, что любая помощь Киеву со стороны США может прекратиться. Кроме того, проукраинский фронт» внутри Евросоюза с настороженностью относится к потенциальной угрозе, связанной с усилением крайне правых в Европарламенте в 2024 г. Политолог и журналист Хусейн аль-Ваэли считает, что если крайне правые победят и в таких влиятельных европейских странах, как Франция или Германия, это также приведет к сокращению финансирования Украине. Негативно сказывается на настроениях западных политиков и продвижение российских войск, которые берут под свой контроль населенный пункт за населенным пунктом. Именно поэтому руководство ЕК и спешит сейчас с решением вопроса о финансировании Незалежной.
Все это происходит на фоне роста в Европе опасений, что, если США выйдут из украинского проекта, то они сделают это с прибылью, что вполне соответствует их экономическим интересам, ведь их стратегия явным образом была направлена на ослабление европейских конкурентов за счет отрыва от России и России - за счет отрыва от Европы. И они свои задачи пока успешно решают. А вот Европа, вдобавок ко всем своим проблемам, получит еще на содержание кусок Украины – нищей, обессиленной и обозленной. Только на ее восстановление, по оценкам Всемирного банка, нужно более 380 млрд евро. Кроме того, придется нарастить расходы на оборону, на которой раньше европейцы экономили, и строить новую жизнь в реалиях, когда на востоке вместо огромного рынка, больших возможностей и источника энергетической стабильности – стена отчуждения. Все это происходит в ситуации, когда Европе самой, для поддержания конкурентоспособности хотя бы на существующем уровне, нужны, по оценке экспертов комиссии Марио Драги, примерно 800 млрд долл.
Так что получается, что Европа борется по сути за то, чтобы обслуживать чужие интересы за свой счет. Между тем, согласно анализу специалистов Financial Times, крупнейшие европейские компании в результате санкций уже понесли на рынке России убытки как минимум в 100 млрд евро. Около 176 компаний зафиксировали «обесценение активов, расходы, связанные с обменом валюты, и иные расходы в результате продажи, закрытия или сокращения российского бизнеса». Но, никакие убытки бизнеса не мешают руководству Евросоюза продолжать поставлять Украине ракеты, танки и другую военную технику. И это стало возможным лишь благодаря низкому уровню современных политиков Евросоюза и новый состав Еврокомиссии наглядно подтверждает этот вывод.
На таком фоне, как написал Bloomberg 30 сентября, страны Европы начали самостоятельно искать способы перенаправить деньги, которые ранее планировали выделить Украине, на свои собственные нужды. Так, основной донор - Германия планирует значительное ее сокращение в бюджете следующего года.