Заседание Арктического совета, которое только что закончилось в Швеции, аналитики загодя назвали судьбоносным. Ведь оно во многом должно было определить будущее Арктики. А именно – смогут ли страны, расположенные за тысячи тысяч морских миль хоть в какой-то степени претендовать на подводные богатства Северного Ледовитого океана. России, естественно, надо было отвадить от них непрошенных претендентов, которые надеются придать международный статус этому региону, подобно тому, как это было когда-то договорено по отношению к Антарктиде. Но, судя по всему, не удалось.
На министерском заседании Арктического совета в шведском городе Кируна статус наблюдателей был предоставлен еще шести странам – Китаю, Индии, Италии, Японии, Республике Корея и Сингапуру. Заявка Евросоюза, который также хотел бы войти в число наблюдателей, пока отложена, но отнюдь не исключено, что и она будет принята на следующем заседании организации, которая состоится через два года.
Что же, собственно, представляет из себя этот Арктический совет? Этот международная общественная организация, созданная в 1996 году, которая поначалу занималась исключительно проблемами сохранения уникальной природной среды в этом регионе. В этот межправительственный форум входят восемь приарктических государств - Россия, Канада, Соединенные Штаты, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Исландия. Помимо того, статус постоянного участника имеют шесть организаций коренных народов Арктики, а еще есть наблюдатели в лице некоторых стран, не имеющих выход к Арктике, а также ряда международных организаций. Правда, пока у них нет никаких реальных прав – они могут лишь присутствовать на заседаниях совета и вносить свои предложения, которые в конечном счете могут быть приняты лишь восьмеркой постоянных членов.
Однако если раньше совет больше напоминал экспертный форум, обсуждавший проблемы Арктики и гипотетические пути их решения, то теперь дискуссии переходят из научной плоскости в экономическую, геополитическую и даже военную. И понятно почему. По оценкам экспертов, в части Северного Ледовитого океана, которую Россия традиционно считает своей, находится около четверти мировых запасов углеводородного сырья. На шельфах Баренцева и Карского морей уже открыты уникальные по запасам газовые месторождения. Помимо того, здесь добывается почти шестая часть рыбной продукции страны. А еще – Северный морской путь, самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию, в том числе и для транспортировки нефти и газа с арктических месторождений. Потенциал этого макрорегиона и прилегающих к нему северных территорий способен кормить человечество не одно десятилетие.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что на эти богатства сегодня претендуют многие страны. Россия же отдавать их явно не собирается. А речь идет об огромной территории в 1,2 млн квадратных километров, в вершине которого лежит Северный полюс, а в основании – береговая линия от Кольского полуострова до оконечности Чукотки. Принятая более четверти века назад Конвенция ООН по морскому праву, которую подписал и Советский Союз, сократила национальную внешнюю границу до 200-мильной экономической зоны.
Но мы все-таки способны в значительной степени вернуть утраченное. Для этого России нужно доказать, что шельф, а точнее океанский хребет Ломоносова, является непосредственным продолжением Сибирской континентальной платформы. Чем, собственно, и занимались участники российских экспедиций, предпринятых в последние годы. По инициативе Артура Чилингарова был организован и пропагандистский марш-бросок к Северному полюсу: научных аргументов нашим доказательствам он, правда, не прибавил, но зато лишний раз подогрел в мире интерес к арктическим кладовым и вызвал целую лавину острых международный дискуссий.
Как и можно было ожидать, эти походы активизировали и остальных претендентов на «арктический пирог». А таковых сегодня немало – свыше двух десятков стран. Так, Канада давно уже доказывает, что хребет Ломоносова начинается с американского материка, а Дания настаивает на том, что он принадлежит ей, так как находится в непосредственной близости от Гренландии. Зашевелились и американцы. На днях администрация Барака Обамы представила Национальную стратегию арктического региона, содержащую три основных приоритета, на фоне открывающихся возможностей для бурения в поисках нефти и газа, для добычи минералов и повышения других типов экономической активности в Арктике. Да и другим странам, расположенным весьма далёко от арктических вод, хочется получить свой кусок от этого пирога.
Особый интерес у Китая, который теперь стал наблюдателем в Арктическом совете.
Именно поэтому претенденты на российские арктические углеводороды вообще готовы поставить под сомнение право россиян претендовать на свою часть океанского шельфа. Их позицию четко сформулировала британская The Times: «Мир должен отвергнуть претензии России на захват подводных территорий». Роберт Миллер, профессор юридического колледжа Льюиса и Кларка, в своей статье, опубликованной в Los Angeles Times, утверждает, что «дерзкие территориальные претензии России» сродни «доктрине открытий», которой пользовались европейские и американские первопроходцы в XV-XX веках: «кто приходит первым, тот получает всё». А эксперт американского Совета по внешней политике Скотт Боргерсон призывает разработать «договор о совместном владении», подобный тому, что был подписан в конце 50-х по Антарктике.
Но откровеннее других высказался на страницах Washington Times Ариэль Коэн из фонда Heritage Foundation: "Если Москва предложит освоение ресурсов Арктики в сотрудничестве и партнерстве с Соединенными Штатами и другими странами, то проект может стать примером весьма продуктивного международного сотрудничества". Ну а сейчас, считает он, западным державам надо разработать совместную стратегию действий против России: "На карту поставлено слишком много, чтобы подарить все это русскому медведю".
На деле же критики России ставят под сомнение легитимность Конвенции ООН по морскому праву, которую ратифицировало большинство государств мира. Американская Investor's Business Daily в своей редакционной статье вообще называет ее "морским Мюнхеном". В том, что касается американцев, то их позиция понятна. В свое время они отказались подписывать этот документ, опасаясь, что другие страны станут претендовать на морские территории, которые США считают своими. Более того, президент Рейган даже выгнал с работы сотрудников госдепартамента, которые участвовали в его подготовке. Теперь Вашингтон спохватился: если российская заявка окажется убедительной, то вопрос о российском шельфе будет решен без его участия. И демонстрационная отправка в район Северного Ледовитого океана тяжелого ледокола береговой охраны "Хили", и решение о строительстве еще двух новых ледоколов для наращивания присутствия в Арктике, да и обнародованная сейчас национальная стратегия арктического региона – явно запоздалая реакция…
Тема расширения "арктического клуба" обсуждалась недавно, в конце апреля, и на XVIII конференции журналистов, объединенных международным проектом Баренц Пресс, куда входят представители СМИ Норвегии, Финляндии, Швеции и России. Применительно к данным странам особых противоречий по этому вопросу, в том числе и в Арктическом совете, пока не было. В том числе и с соседней Норвегией, с которой мы относительно недавно урегулировали застарелый спор о морской границе. Но вот в последнее время, как отмечалось на встрече, клин между нами и той же Норвегией пытаются вбить Соединенные Штаты и их союзники по НАТО. Речь непосредственно идет о модернизации радара "Глобус-II" - элемента противоракетной обороны США, находящегося в норвежском Вардё, а также планов размещения в этой стране системы ЕвроПРО. При таком варианте развития событий, как подчеркивали некоторые участники конференции, России, возможно, стоило бы разыграть "китайскую карту". Да, Пекин – наш потенциальный соперник в арктическом регионе, но он может стать там и нашим мощным союзником, учитывая стратегический характер отношений между двумя государствами.
Как бы то ни было, Россия, что следует из заявлений нашего руководства и предпринятых в последние годы конкретных шагов, уступать свои позиции в Арктике не намерена. В разворачивающемся сейчас новом раунде полярной холодной войны у нас неплохие позиции. Как подчеркнул на министерском заседании в Кируне глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров, "все остающиеся в Арктике неурегулированные вопросы, будут решаться арктическими государствами на основе существующей и достаточной международно-правовой базы, доброй воли и позитивных прецедентов". Ключевое слово в этом заявлении – добрая воля. Именно с ее помощью можно добиться как консенсуса в этом вопросе, так и сохранения геополитических и экономических интересов нашей страны.
Комментарии