Владимир Путин и Александр Лукашенко провели вместе в Сочи целых три дня, но российский «налоговый маневр» по поставкам в Беларусь российской нефти так и не обсудили» - примерно так комментируют итоги переговоров президентов России и Беларуси в минувший уикенд большинство российских СМИ. На самом деле, на встрече в Сочи позиции сторон в отношении «налогового маневра» были обозначены достаточно четко – нужно лишь постараться увидеть эти позиции за потоком слов того же президента Беларуси как бы ни о чем.
Напомню, что дискуссия в нефтегазовой сфере между Москвой и Минском обострилась в конце прошлого года, когда Лукашенко квалифицировал предложенный Россией «налоговый маневр» (предполагающей поставку российской нефти в РБ по мировым ценам) как «попытку срыва интеграции».
Растянувшийся на полгода демарш белорусского президента и его «наезды» с элементами шантажа на Россию (например, утверждения, что, Москва может потерять единственного союзника на западном направлении) были вызваны нежеланием руководства РФ продолжать беспошлинно поставлять в Беларусь нефть для переработки и её дальнейшего реэкспорта белорусской стороной по европейским расценкам. Состоявшееся же в минувшую пятницу сочинское «примирение» двух президентов (по крайней мере, так это выглядело со стороны), обусловлено тем, что российская сторона, возможно, готова пойти на некоторые уступки главе Беларуси, сохранив незыблемость своей позиции в главном.
Полагаю, что подобная возможность обусловлена с появлением такого дополнительного «аргумента» для давления Минска на Москву, как принятие Евросоюзом газовой директивы, затрагивающей интересы проекта «Северный поток-2» и наделяющей чиновников ЕС дополнительными полномочиями в решении нефтегазовых сделок. При этом, возможные уступки России белорусской стороне, если они все же произойдут, скорее всего, будут связаны не с возобновлением беспошлинных поставок Беларуси прежних нефтяных объемов (контроль за экспортом углеводородов для РФ – это святое), а с денежной компенсацией за «выпадение доходов бюджета из-за налогового маневра РФ». Собственно, именно за этим обещанием Лукашенко по факту и приезжал в Сочи.
Нельзя сказать, что компенсация в примерно 300 млн. долларов (именно такой «навар» имела ежегодно Беларусь от российско-белорусского сотрудничества в нефтяной сфере, а Россия, в свою очередь, теряла) полностью удовлетворит Лукашенко. Думаю, что эта сумма удовлетворит его только на какое-то время. Но в надежде получить хотя бы эту, выторгованную им «компенсацию», глава РБ на встрече президентов в Сочи вновь заговорил о нерушимом единстве двух народов и о необходимости пойти в деле интеграции двух стран «максимально далеко».
Добавлю к вышесказанному, что последний демарш Александра Лукашенко происходил на фоне запущенной в СМИ обеими сторонами темы о возможном объединении РФ и РБ в одно государство, что позволяло главе Беларуси наводить тень на плетень: подменять перевод экономических отношений между двумя странами на здравые и финансово обоснованные рельсы демагогией про «святость белорусской независимости».
Еще в сентябре прошлого года автор этих строк выступил с докладом по белорусско-российским отношениям в Московском Доме национальностей, в котором подробно и с политэкономическими выкладками описал подлинные причины разногласий, возникших между президентами России и Беларуси, точнее – причины демаршей в сторону РФ со стороны последнего. (http://i-eeu.ru/category/news/dogovor-o-soyuznom-gosudarstve-belorussii-i-rossii-nuzhdaetsya-v-peresmotre/). Так вот, с моей точки зрения, в погоне за сверхприбылью, российская олигархо-бюрократия многие годы платила дважды и даже трижды за организацию экспорта углеводородов из РФ через территорию республики Беларусь. Белорусские чиновники были счастливы от такой сделки: получив в наследство от СССР или продав Газпрому построенные им же трубопроводы, а также импортируя газ из РФ по себестоимости, они получили возможность шантажировать российских партнеров перспективой удорожания транзита углеводородов через свою территорию, выбивая для себя при этом дополнительные преференции, в том числе, - беспошлинную поставку нефти от РФ для её переработки на Мозырьском НПЗ.
Понятно, что названная выше «сделка века» (по сути, «договор пожизненного содержания с иждивением») ради приличия была упакована в проект «создания Союзного государства РФ и РБ», но начиная с 2014 года, когда российская сторона вынужденно (по причине введенных против РФ западных санкций) начала считать не только свои личные доходы, но и государственные расходы, в отношениях между двумя странами возникли проблемы: российские участники сделки попытались оптимизировать расходную часть соглашения с РБ, белорусские – сохранить рентную прибыль.
Напомню, в связи с этим, что разлад между, к примеру, российскими и украинскими элитами начался в том числе из-за газовой трубы. Из-за экспорта углеводородов подобный конфликт периодически воспроизводится и в российско-белорусских отношениях. Полагаю, что единственный способ избежать нарастающих «разборок» России с партнерами по транзиту – минимизировать зависимость своей экономики от разного рода посредников, присасывающихся к трубам и иным способам доставки российских углеводородов потребителям. Подлинно братские отношения между соседними государствами могут существовать и развиваться только на основе совместной созидательной деятельности, предполагающей равный вклад участников этой деятельности в производство того или иного продукта.