Над Арктикой нависла «ртутная угроза», утверждает независимый эколог, руководитель Союза охраны природы Норвегии Курт Оддлекалф. Речь идет о немецкой подводной лодке U-864, которая затонула у берегов Норвегии 9 февраля 1945 года. На борту субмарины, по оценкам специалистов, содержится 65 тонн ртути и предположительно 2 тонны оксида урана, и риск утечки ядовитых веществ в Североморский бассейн довольно высок.
Дело в том, что частично разрушенная субмарина «заключена» лишь в хрупкий «саркофаг» из песка и щебня. К тому же район, где находится подлодка (остров Федье в Западной Норвегии) является сейсмоопасным. Самым «худшим сценарием», по мнению Оддлекалфа, может стать взрыв на подлодке, который сделает остров необитаемым. Эколог также не исключил вероятность попадания ртути в территориальные воды российской Арктики. «Если катастрофа произойдет, то ядовитое вещество дойдет до Баренцева моря за каких-то 13-14 дней», – сказал Оддлекалф.
Эколог напомнил, что обломки U-864 были обнаружены еще в 2003 году, однако вопрос захоронения ядовитых отходов так и не сдвинулся с мертвой точки. Поднимать подлодку со дна Североморского бассейна Осло не спешит – ведь эта процедура обойдется норвежскому правительству в кругленькую сумму. «Для этого из федеральной казны потребуется выделить как минимум 500 млн норвежских крон – сначала чтобы поднять субмарину, а затем произвести зачистку морского дна», – подсчитал сын Курта Оддлекалфа, Рубен, который также является сотрудником Союза охраны природы.
С другой стороны, какой реакции можно ожидать от страны, которая демонстративно нарушает международные экологические нормы и правила? Напомним, что Норвегия является единственным государством, которое по-прежнему отказывается подписать Конвенцию о запрете на сброс отходов горного производства в море.
«Только одно промышленное предприятие страны ежегодно утилизирует в море 2 тысячи тонн серной кислоты, тысячу тонн натрия, столько же тонн фосфорной кислоты, 360 тонн углекислоты и 90 тонн акриламида, не считая других кислот, растворителей и тяжелых металлов, среди которых медь, никель, свинец, цинк и ртуть», – говорится в ежегодном мониторинге Института морских исследований Норвегии.
Речь, в частности, идет о трех предприятиях страны - Nussir, Nordic Mining и Sydvaranger, которые сбрасывают свои промышленные отходы в Бёк-фьорд, Реппа-фьорд и Ферде-фьорд. А ведь именно здесь водится дикая семга, которой славится вся страна. Помимо этого, через морскую границу фьордов проходит миграция океанской трески.
Статс-секретарь Экологической палаты РФ Вадим Петров отмечает, что Норвегия наносит Арктике «куда больший ущерб, чем, к примеру, захоронения радиоактивных отходов времен СССР в Баренцевом море. «Там они погружались на дно в специальных контейнерах, и программа по их извлечению и утилизации гарантирует отсутствие каких-либо утечек. А ядовитый концентрат, который норвежцы без какой-либо защиты сваливают в море, распространяет отраву на тысячи километров от места сброса», – поясняет политик.
Между тем подобная «экологическая небрежность» ставит под сомнение дальнейшее сотрудничество с другими приарктическими государствами – в частности с Россией. Например, в вопросе о реконструкции плотины «Лилле Менника» гидроэлектростанции «Скугфосс», расположенной на реке Паз.
Напомним, что Пазские ГЭС включают в себя комплекс гидросооружений, состоящий из пяти российских станций (Кайтакоски, Яникоски, Раякоски, Хевоскоски и Борисоглебская) и двух норвежских (Мелькефосс и Скугфосс). Пазские ГЭС соединяют правый и левый берега одноименной реки, а плотина Скугфосской гидроэлектростанции – «Лилле Менника– и вовсе стоит на российской территории, переданной Москвой Осло в безвозмездное и бессрочное пользование. В 1957 году стороны подписали соглашение об использовании гидроресурсов реки Паз, а в 1963 году– дополнительный протокол, согласно которому СССР передал Норвегии в безвозмездное бессрочное пользование участок для строительства плотины.
Вместе с тем, существует множество нюансов, которые следует участь при строительстве сооружения. Причем не только технического, но и экологического характера. Дело в том, что здесь находится трехсторонний трансграничный парк «Пасквик-Инари». Заказник расположен в долине реки Паз, которая вытекает из озера Инари в Финляндии, протекает по России и впадает в Баренцево море в Норвегии. «С одной стороны, плотина должна отвечать государственным стандартам безопасности Норвегии: в случае непредвиденных ситуаций несоответствие чревато серьезными техногенными последствиями», – поясняет заместитель директора заповедника по научной работе Наталья Поликарпова.
В частности, экологов серьезно волнуют перепады уровня воды, которые могут негативно сказаться на гнездовании птиц и нересте рыб. Пожалуй, главную опасность представляет затопление акватории, которое может произойти из-за нарушения правил эксплуатации ГЭС, расположенной в этом районе. При этом следует отметить, что подобные прецеденты в работе норвежских ГЭС уже были зафиксированы. Так, руководство компания Пасквик Крафт, которой принадлежит несколько гидроэлектростанций (в том числе вышеупомянутая «Скугфосс») не единожды нарушало правила технической эксплуатации своих сооружений из-за неэффективного использования водных ресурсов ГЭС. Что, собственно, и произошло в 2016 году, когда по этой причине была приостановлена работа одной из гидроэлектростанций, расположенной вблизи Конгс-фьорда, где водится знаменитый норвежский лосось.
Отчасти поэтому Россия не торопится с принятием решения о реконструкции плотины «Лилле Менника» гидроэлектростанции Скугфосс. Главная задача – досконально просчитать все возможные технические ошибки, чтобы не навредить хрупкой флоре и фауне региона. Что, впрочем, совсем не удивительно, ведь вопрос минимизации экологических рисков является для России приоритетной задачей. А вот Норвегия рискует утратить всякий интерес для приполярных государств, которые не намерены мириться с ее «экологической беспринципностью».