2 июня Президент России Владимир Путин подписал Указ № 355 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания». Принятый документ, имеющий статус военно-стратегической установки национального значения, определяет военные опасности и угрозы, для нейтрализации которых осуществляется ядерное сдерживание, его ключевые принципы, а также условия применения ядерного оружия.
Документ заменил нормативный акт аналогичного содержания, принятый десять лет назад и действовавший вплоть до текущего года, но в основном сохранил главное содержание российской ядерной доктрины.
Она по-прежнему носит оборонительный характер и в лапидарном виде может быть охарактеризована как имеющая в основе принцип «условного оборонительного ядерного сдерживания». Это означает, что российское ядерное оружие может быть применено только в ответном ударе по потенциальному противнику, если он применит против России и (или) ее союзников ядерное оружие и другие виды оружия массового поражения (ОМП), а также в случае совершения агрессии против нее с применением обычного оружия, «когда под угрозу поставлено само существование государства».
Таким образом, новые Основы сохранили двухзвенную формулировку о применении ядерного оружия, которая была отражена в аналогичном документе, утвержденном тогдашним президентом Дмитрием Медведевым в 2010 году, а также в «ядерном разделе» действующей Военной доктрины страны, одобренной в декабре 2014 года президентом Владимиром Путиным. Как видно, Российская Федерация оставила за собой право применить ядерное оружие исключительно в качестве крайнего и вынужденного средства и только в ответ на определенные враждебные действия потенциального противника.
В отличие от актуализированной российской ядерной стратегии ядерная военно-стратегическая установка США, одобренная в феврале 2018 года, предусматривает применение ядерного оружия в 14 случаях, восемь из которых сформулированы нарочито туманно для того, чтобы расширить спектр оснований для применения ракетно-ядерных средств в первом превентивном и упреждающем ударе. Это позволяет квалифицировать нынешнюю американскую ядерную стратегию как имеющую в своей основе принцип «безусловного наступательного ядерного сдерживания». По этому показателю президент Дональд Трамп может попасть в книгу рекордов Гиннесса.
В новых российских Основах нет положений «эскалация с целью деэскалации» или об использовании ядерных боезарядов малой мощности, отсутствует возможность размещения ядерного оружия на территории неядерных государств, в то время как такие постулаты содержатся в ныне действующей ядерной стратегии США.
Повторено положение ядерного раздела Военной доктрины Российской Федерации 2014 года о том, что решение о применении ядерного оружия принимается президентом страны, но с уточнением: при наличии условий, которые определяют возможность его применения. Президент России может при необходимости проинформировать военно-политическое руководство других государств и международные организации о готовности российской стороны применить ядерное оружие или о принятом решении о его применении, а также о факте его применения.
В Основах 2020 года названы четыре условия применения ядерного оружия: в случае поступления достоверной информации о старте баллистических ракет, атакующих территории России и ее союзников; применение противником ядерного оружия или других видов ОМП по территориям России и ее союзников, воздействие противника на критически важные государственные или военные объекты страны, вывод из строя которых приведет к срыву ответных действий ее ядерных сил, а также если против нее будет предпринята агрессия с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.
В документе обращено внимание на то, что сдерживание должно быть гарантированным и непрерывным по продолжительности его применения в мирное и военное время, а также предусматривать неотвратимость возмездия и нанесение потенциальному противнику неприемлемого ущерба при любых условиях складывающейся обстановки с помощью сил ядерного сдерживания, состоящих из ядерных сил наземного, морского и воздушного базирования.
Сдерживание осуществляется российской стороной не только в отношении каких-то отдельных государств - потенциальных противников России, но и применительно к военным коалициям (блокам и союзам), которые располагают ядерным оружием и (или) другими видами ОМП или обладают значительным боевым потенциалом сил общего назначения и рассматривают ее в качестве потенциального противника.
Обозначены шесть видов военных опасностей для Российской Федерации, которые могут потребовать использование ядерного оружия: наращивание потенциальным противником на сопредельных с Россией территориях и в морских акваториях группировок сил общего назначения, в составе которых находятся средства доставки ядерного оружия; развертывание баллистических и крылатых ракет средней и меньшей дальности, противоракетных систем и средств, высокоточного неядерного и гиперзвукового оружия, ударных БЛА и оружия направленной энергии; создание и размещение в космосе средств ПРО и ударных систем; наличие у других государств ядерного и (или) других видов ОМП и средств их доставки, которые могут быть применены против России и (или) ее союзников; неконтролируемое распространение ядерного оружия, средств его доставки, технологий и оборудования для его изготовления; размещение на территориях неядерных государств ядерного оружия и средств его доставки.
Названные военные опасности отражают дальнейшее развитие различных видов вооружений зарубежными государствами и выдвижение их вооружений «на передовые рубежи» относительно России. В этой связи справедливо обращено внимание на адаптивность сдерживания к военным угрозам извне.
Принципиально важным является то, что документ от 2 июня не содержит положений, которые закрепляли бы стремление России к ядерному превосходству.
Наоборот, он включает формулировку о необходимости уменьшения ядерной угрозы и недопущения обострения межгосударственных отношений, способного спровоцировать военные конфликты, в том числе с применением ядерного оружия. Заявлено о соблюдении международных обязательств в области контроля над вооружениями – в отличие от Соединенных Штатов, которые только на словах заявили о своей приверженности им, а на деле открыто демонстрируют негативное отношение к 13 международным актам в такой области, в том числе к семи из них, имеющих отношение к ядерному оружию.
Максимальный срок действия обновленных Основ не оговорен. Таким образом сдержанность в потенциальном применении ядерного оружия Россией сохраняется на неопределенное время.