Виктор ЛИТОВКИН, военный обозреватель ТАСС
Последние дни недели прошли под знаком геополитики. Президенты двух стран США и России - Джо Байден и Владимир Путин приняли решение о продлении действия Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), срок действия которого истекал 5 февраля нынешнего года. Предложение Москвы о его продлении, что предусмотрено протоколом к соглашению, направленное в Вашингтон еще осенью прошлого года, было поддержано новым, 46-м президентом США. В отличие от его предшественника, который отказался подписывать это соглашение. И более того, сделал все возможное и невозможное, чтобы этого не произошло.
Администрация Дональда Трампа обложила продление ДСНВ такими ультимативными требованиями, которые априори не могли быть приняты Кремлем. Например, США считали, чтобы к двустороннему соглашению Москва должна привлечь Пекин, который категорически отказывался от участия в каких-либо переговорах по сокращению стратегического или любого другого оружия. Кроме того, хотели объединить в одном соглашении стратегические и нестратегические вооружения, что называется скрестить ужа с ежом. Хотя понятно, что эти виды вооружений совершенно разных классов и, если о стратегических известно обеим сторонам практически все - разговор о них, обмен информацией, взаимными инспекциями идут уже много лет, то о тактических вооружениях никакой официальной информации никогда не существовало и обсуждать их невозможно без транспарентности и верификации, которых нельзя достичь даже в течении нескольких месяцев.
Почему так поступал Дональд Трамп? Причин несколько. Одна из них в том, что амбициозный Трамп считал, что США выше всех международных законов и правил, они не могут быть связаны никакими международными обязательствами. Отсюда выход из многих договоров, начиная от соглашения по климату, Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и заканчивая соглашением по иранской мирной ядерной программе и Договором об открытом небе. Кроме того, на решение Трампа влияло еще то обстоятельство, что Договор СНВ-3 был заключен при Бараке Обаме. А все, что было связано с демократом Бараком Обамой, для республиканца Дональда Трампа носило экзистенциальный характер. Он этого на дух не принимал. Естественно, когда к власти в США пришел демократ Джо Байден, который был у Барака Обамы вице-президентом, он тут же решил продлить действие Договора СНВ-3. Но не только потому, что тот был заключен при его бывшем шефе и с его участием, а ещё и потому, что этот Договор очень выгоден, в первую очередь, самим США.
Кстати, мало кто помнит, что продлить ДСНВ на пять лет предлагал Кремлю в 2015 году ещё президент Барак Обама, но тогда ему было отказано в этом. Причин Москва называла много. В том числе оголтелую информационную агрессию против нашей страны, которую развязала администрация 44 президента США, отказ Вашингтона от ратификации Договора о всеобщем запрете ядерных испытаний, нарушение Договора о нераспространении ядерного оружия, обман России с утилизацией оружейного плутония (американцы отказались его перерабатывать, как это было согласовано двумя столицами и что сделали мы, а просто обволакивали его для длительного хранения расплавленным стеклом, что позволяло им в любой момент использовать этот плутоний в ядерных боеголовках).
Но почему американские демократы в отличие от республиканцев считали, что СНВ-3 им очень выгоден? Потому, что у них оставалась возможность контролировать развитие и модернизацию российских стратегических сил ядерного сдерживания. По условиям СНВ, мы должны сообщать Вашингтону о создании новых стратегических носителей, предоставлять им возможность ознакомиться с ними перед постановкой на боевое дежурство. Принимать американские инспекции, которые несколько раз в год могут прилететь в нашу страну и посетить места дислокации пусковых позиций Ракетных войск стратегического назначения или базы наших стратегических подводных крейсеров, аэродромы стратегической авиации. За время действия ДСНВ таких инспекций было 18. Перед каждым испытательным пуском наших стратегических ракет мы предупреждаем об этом американцев: какая ракеты, откуда полетит, куда должна попасть. Более того, пять раз в год мы должны предоставить телеметрические данные о полете таких ракет. То есть быть для партнеров по договору СНВ полностью транспарентными, открытыми, предсказуемыми и честными.
Можно вспомнить, в декабре 2019 года, когда в поселке Ясный Оренбургской области РВСН ставили на боевое дежурство два стратегических ракетных комплекса с гиперзвуковой боеголовкой «Авангард», которая летит к цели по непредсказуемой траектории, маневрируя по курсу, крену и тангажу со скоростью около 27 махов (27 скоростей звука), наш генеральный штаб пригласил американских инспекторов, чтобы продемонстрировать им этот комплекс. Это не был жест доброй воли – это была наша обязанность по Договору СНВ. В прошлом году, когда ставился на боевое дежурство третий комплекс с гиперзвуковым «Авангардом», американских инспекторов в России не было. Опять же не по злой воле принимающей стороны, - пандемия коронавируса не позволила им приехать.
Если бы США не пошли на продление ДСНВ, то они не могли бы увидеть нашу новую тяжелую стратегическую ракету «Сармат», которая сейчас проходит испытания и должны прийти на смену самой большой в мире стратегической ракете «Воевода» или «Сатана», как её называют на Западе.
Надо заметить, что такими же обязанностями, согласно условиям договора, как у нас перед американцами, наделены перед нами и США. Более того, ДСНВ крайне выгоден нам ещё и потому, что он никак не ограничивает развитие и модернизацию наших стратегических сил сдерживания. В том числе и создание гиперзвукового комплекса «Авангард» и тяжелой жидкостной ракеты «Сармат», которая может летать на дальность более 17 тысяч километров, даже через Южный полюс. Как и «Авангард», не обращая внимания ни на какие современные или перспективные системы ПРО. Как говорил президент Владимир Путин, «обнуляя их». Это стало возможно, в частности, и благодаря Договору СНВ-3.
Кроме того, продление договора избавляет нас от дорогостоящей и разорительной гонки вооружений. На создание нового оружия и боевой техники с 2020 года по 2027-й Госпрограммой выделено около 20 трлн. рублей. Она методично и результативно, о чем свидетельствуют доклады министра обороны России Сергея Шойгу на ежегодных совещаниях в военном ведомстве, выполняется. Никаких дополнительных расходов нам не понадобится, если мы четко будем знать, что и как делают США в области своих стратегических ядерных сил. И не только в этой области. ДСНВ позволяет нам быть уверенными в перспективе модернизации США своих ядерных вооружений. И это еще один громадный плюс нашей экономике и финансам от наличия такого соглашения.
После ратификации ДСНВ отечественным парламентом и Советом федерации, а так же после подписи под ним президента Владимира Путина, подписи президента США Джо Байдена и обмена ратификационными нотами, продление соглашения вступит в силу. Но что изменится после этого в отношениях между Москвой и Вашингтоном? Можно ли надеяться на какое-то потепление, которое придет после заморозков «времен Дональда Трампа»?
Ответ неоднозначный. Продление Договора СНВ-3 ещё на пять лет даст возможность обеим сторонам продолжить дискуссию о контроле над вооружениями, как стратегическими, так и тактическими, ядерными и безъядерными, вести переговоры о стратегической стабильности и, не исключено, о сокращении вооружений, привлекая к этим переговорам третьи страны. Не только Китай, как на этом настаивала администрация Трампа, но и союзников США по НАТО – Францию и Великобританию. Встреча в формате пяти постоянных членов Совета безопасности ООН – США, России, Франции, Великобритании и Китая, о которой договариваются Москва с Вашингтоном, может этому посодействовать.
Но надеяться на резкое потепление отношений между США и Россией после продления ДСНВ, мне представляется, наивным. Причин много. В первую очередь, потому что никто не может отменить геополитической конкуренции между Москвой и Вашингтоном, так же, как между Вашингтоном и Пекином. Россия, как и Китай, одна из великих держав, которая не может и не должна смириться с ролью вечно второй страны, которая всегда следует в фарватере Соединенных Штатов. Как это делают их европейские союзники по НАТО, которые давно потеряли свой суверенитет и независимость и превратились в вассалов Вашингтона. Россия на такой шаг пойти не может, для нас это означает потерю свой страны. Примерно так, как это было в девяностых годах прошлого столетия. А может, даже хуже. Потому что и США извлекли уроки из тех лет, когда они посчитали, что с такой «неуправляемой» страной, как СССР\Россия покончено. Но, как оказалось, сильно ошиблись. Второй раз они такой оплошности не допустят.
Да и мы не обманемся, слушая «сладколюбивые напевы» и поучения зарубежных демократоров. Тем более, что из уст Джо Байдена и его команды уже звучат слова о том, что они должны проверить вмешательство России в американские выборы 2020 года (опять мы, по мнению господ из Вашингтона, голосовали за население Штатов), за кибератаки на правительственные учреждения и общественные организации США (доказательств никому никаких для таких утверждений не требуется) и, о дикость, поощрение афганским талибам убивать американских солдат и офицеров за российские деньги (?!) …
После таких заявлений надеяться, что что-то кардинально изменится в отношениях между Россией и США после прихода к власти в Соединенных Штатах команды Джо Байдена и продления Договора о сокращении и ограничении наступательных вооружений не стоит. Санкции с нас не снимут, политическое, экономическое, финансовое, информационно-психологическое давление продолжат, продолжат и вмешательство в наши внутренние дела, организацию противоправных цветных революций и общественных заварушек...
Но нам не привыкать