Заседание двусторонней консультативной комиссии (ДКК) по Договору о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ или СНВ-3) между Россией и США, которое должно было пройти 29 ноября – 6 декабря в Каире, неожиданно для многих сорвалось. В посольстве США в Москве сообщили, что «Россия в одностороннем порядке отложила встречу и заявила, что предложит новые даты». В свою очередь в МИД России подтвердили информацию о переносе консультаций на более поздний срок.
Заметим, на отложенных консультациях стороны планировали обсудить взаимные претензии в рамках этого ключевого двустороннего договора в сфере безопасности, прежде всего вопрос о возобновлении инспекций. Между тем с переговорами в Каире многие наблюдатели связывали определенные надежды. Перенесенное заседание консультативной комиссии – первое с начала российской специальной военной операции (СВО) на Украине – означало бы, что, несмотря на жесткую конфронтацию, Россия и США готовы обсуждать вопросы в сферах общих интересов, в данном случае в области контроля над стратегическими ядерными вооружениями.
О том, что российско-американская встреча по ДСНВ обсуждается, в сентябре – октябре неоднократно говорили российские и американские официальные лица. В частности, отмечалось, что она может впервые пройти в одном из городов Ближневосточного региона. Ранее подобные мероприятия проводились, как правило, в Женеве. Однако Москва более не считает Швейцарию, присоединившуюся к большей части введенных в отношении России западных санкций, нейтральным государством и не хочет осуществлять на ее территории контакты с третьими сторонами.
В итоге в качестве новой площадки для проведения заседания комиссии в рамках ДСНВ был выбран Каир. Российскую делегацию дипломатов и военных должен был возглавить замдиректора департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Владимир Леонтьев. Когда состоится сорванная в Каире встреча – пока неясно. Однако, с учетом важности обсуждаемой темы, обе стороны утверждают, что она непременно состоится, но когда – пока под большим вопросом.
Как заявила 30 ноября официальный представитель российского МИД Мария Захарова, Москва высоко ценит ДСНВ, он отвечает обоюдным интересам России и Америки, но для его обсуждения должны быть соответствующие условия. В этой связи, по ее словам, Россия не намерена обсуждать с США этот договор, пока Вашингтон поставляет Киеву вооружение.
«Соединенные Штаты Америки намерены поставить еще больше вооружений в регион конфликта, непосредственно в который вовлечена Российская Федерация. То есть, они будут поставлять все это вооружение, они будут науськивать киевский режим на еще большее кровопролитие, они будут выделять деньги на экстремистскую деятельность, которая ведется под эгидой вот этих малоадекватных людей на Банковой (на этой улице в Киеве расположен офис президента Украины – прим. ред.), а мы будем с ними сидеть за одним столом и обсуждать с ними вопросы обоюдной безопасности, в том числе в их интересах?» – сказала она.
В свою очередь директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Владимир Ермаков полагает, что реальный диалог с США по стратегической стабильности возможен лишь при наличии в Вашингтоне адекватного партнера и отказе американской стороны пересекать «красные линии» Москвы в сфере безопасности. А эти линии, напомним, Россия обозначила еще в декабре 2021 года, направив соответствующие письма в США и НАТО. Однако ответа на них так и не получила. Именно после этого 24 февраля Москва приняла решение о начале СВО на Украине.
Обстоятельно и как всегда аргументировано прокомментировал отказ российской стороны проводить консультации по ДСНВ в Каире замглавы российского МИД Сергей Рябков. По его словам, CША не желали считаться с приоритетами и сигналами России, поэтому у Москвы не было выбора, кроме отмены двусторонней комиссии по этому договору. К тому же, как сказал Рябков, стороны также не согласовали до конца программу работы комиссии.
«Мы столкнулись с ситуацией, когда наши американские коллеги по ряду направлений демонстрировали не просто нежелание воспринимать наши сигналы, считаться с нашими приоритетами, а действовали в противоположном ключе. <...> Мы так и не согласовали до конца программу работы ДКК, это не стало ключевым компонентом, наверное, это в какой-то мере технический аспект, но за ним кроется и большой политический смысл», – сказал Рябков.
Дипломат добавил, что решение об отмене комиссии принималось Москвой на политическом уровне. «Ситуация складывалась так, что у нас не оказалось иного выбора, решение принималось на политическом уровне», – добавил Рябков. По его словам, Москва видит, что Вашингтон сфокусирован исключительно на возобновлении инспекций по ДСНВ, и не фиксирует стремления американцев двигаться далее по приоритетным для России направлениям в этой сфере.
«Мы видели до момента, когда было объявлено о переносе сессии [заседания ДКК России и США по ДСНВ] и уже после того, как это стало достоянием гласности, фокусировку американцев исключительно на теме возобновления инспекций в рамках ДСНВ. Между тем для нас приоритетом было и остается решение других вопросов, – указал замминистра. – Мы многократно объясняли нашу позицию и суть наших претензий к Вашингтону. На фоне глубокой расстыковки даже не только приоритетной, но ценностной расстыковки между Москвой и Вашингтоном мы не увидели ни малейшего желания американской стороны двигаться дальше по этому направлению».
Рябков также заявил, что Москва спустя некоторое время предложит Вашингтону новые даты встречи комиссии по ДСНВ, но это не произойдет сиюминутно. «Мы через какое-то время будем американцам предлагать новые даты, но это не произойдет сиюминутно, одномоментно», – сказал замминистра.
По словам дипломата, Россия в ситуации с переносом сессии двусторонней комиссии по ДСНВ важно было послать политический сигнал. «Здесь крупные вопросы, которые доминируют вообще в нашей повестке с США на сегодня, важнее какой-то техники и механики работы в рамках ДСНВ. Это сейчас так смотрится», – заключил Сергей Рябков.