Сергей Саенко, международный обозреватель
Североатлантический альянс планирует открыть свое первое представительство в Восточной Азии, конкретно – в Японии, чтобы координировать с Токио политику по сдерживанию России и Китая. Как отмечает газета Japan Times, японские власти и НАТО «работают над заключением нового соглашения о сотрудничестве, чтобы успеть до следующего саммита альянса», который пройдет в июле текущего года в Вильнюсе. Как полагают многие эксперты, это поистине исторический шаг, который в будущем может многое изменить на международной арене. Но изменить не для России, а в первую очередь для Европы, которую США втягивают в противостояние с Китаем.
Необходимо отметить, что интеграция Японии в структуры НАТО последние месяцы существовала на уровне не только газетных слухов и всякого рода домыслов, но и политических шагов со стороны руководства Страны восходящего солнца. К примеру, в прошлом году премьер-министр Японии Фумио Кисида впервые в истории присутствовал на саммите Североатлантического альянса в Мадриде. Примерно тогда же было создано специальное представительство при секретариате НАТО, выделенное из японского посольства в Бельгии.
Теперь НАТО планирует открыть в Токио информационный офис. На этой неделе факт переговоров по этому вопросу наконец-то официально подтвердил глава МИД Японии Ёсимаса Хаяси. По его словам, к этому решению страну подтолкнули действия России на Украине, «последствия которых [ощущаются] далеко за пределами Европы», дестабилизация в сфере глобальной безопасности, а также растущая мощь Китая. Позже факт открытия офиса в Токио подтвердил лично и генсек альянса Йенс Столтенберг.
Судя по всему, расширение структур НАТО на Дальний Восток – это только вопрос времени. Причем, как представляется, не самого далекого. Да, альянс не примет Токио в свои ряды сегодня-завтра. По крайней мере, до того момента, пока не поменяет свой устав. Прописанные в нем географические ограничения были продиктованы тем, что на момент создания блока в 1947 году некоторые его основатели еще не разобрались со своими колониями и владениями в других частях света, воевать за которые из-за пункта о единой обороне другим основателям Североатлантического альянса явно не хотелось. Однако в будущем эти ограничения могут быть сняты.
Это будет неизбежно в том случае, если, к примеру, в Вашингтоне возобладает та геополитическая концепция сохранения влияния, согласно которой ресурсы США должны быть сконцентрированы в рамках одной-двух организаций – наиболее работоспособных и управляемых. В первую очередь, конечно же, это НАТО. И если сторонники «единого кулака» возьмут верх, то альянс почти наверняка расширится на Японию, Австралию, Новую Зеландию и, может быть, Южную Корею. Правда, с последней все несколько сложнее, поскольку в этом случае европейские члены НАТО вступят в конфликт с ядерной Северной Кореей.
С открытием информационного офиса альянса в Токио Япония будет координировать свою внешнюю и оборонную политику с НАТО не по случаю, а по устоявшейся схеме, которую блок уже применяет на Украине, в Грузии и Молдавии, где есть точно такие же офисы. Считается, что благодаря этому офису альянс предполагает усилить взаимодействие с Австралией, Новой Зеландией и Южной Кореей. Помимо этого планируется превратить Японию в хаб для контактов с другими партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и в этом полушарии в целом.
Не секрет, что Китай – наиболее заинтересованная сторона в истории с офисом НАТО в Японии. Может показаться парадоксальным, но данный офис – не такая уж большая проблема Москвы. Для России ничего существенно не меняется. Для нашей страны все изменилось несколько раньше, когда японский премьер-министр Синдзо Абэ в 2020 году досрочно оставил должность из-за проблем со здоровьем и после годового переходного периода премьера Ёсихидэ Суги власть взял нынешний глава японского правительства – Фумио Кисида. При нем от теплых отношений Москвы и Токио периода тендема Путин–Абэ не осталось и следа. Кисида озлобился на Китай и сделал однозначную ставку на США – он более не интересовался балансировкой сил в регионе за счет сотрудничества с Москвой.
В результате Россия оказалась зажатой «в клещи» западной коалиции (и прежде всего – НАТО) с того момента, как Токио деятельно поддержал политику США по сдерживанию России. С Вашингтоном у него оборонный альянс примерно того же типа, что и внутри НАТО, то есть наша страна оказалась окруженной военными союзниками Соединенных Штатов с двух сторон – европейскими членами альянса на Западе и Японией на Востоке.
Совершенно очевидно, что «мостик» между Токио и Брюсселем – это попытка Вашингтона втянуть своих европейских союзников в противостояние не только России, но и Китаю, дав первую точку для приложения их потенциала. Поэтому для Китая это скорее концентрация антикитайских сил, тогда как для России – распыление антироссийских. Видимо, наших общих врагов пытаются объединить против Пекина в том же составе, в каком ранее объединили против Москвы. То, что это дополнительно укрепит стратегическое партнерство России и Китая, в США, судя по всему, понимают, просто больше на этом не зацикливаются – воспринимают как неизбежный процесс.
Позиция Евросоюза, подавляющее большинство членов которого – члены также и Североатлантического альянса, в этой связи для России более примечательна, чем позиция Токио и его отношения с НАТО. Есть политико-экономическая данность: при противостоянии в Азии Китай и Япония будут противниками, как ни тусуй альянсные колоды. Пекин и Токио – исторические враги, оспаривающие друг у друга конкретные территории и контроль за морской торговлей в АТР. Неизбежным было и то, что США в этом конфликте будут в союзе с Японией, а Россия – склоняться к Китаю.
В заключение отметим, что и Москва, и Пекин негативно отнеслись к сообщению об открытии офиса НАТО в Японии. Так, официальный представитель российского МИДа Мария Захарова заявила: «Намерение НАТО открыть офис в японской столице – очередное свидетельство <...> глобальных амбиций и планов альянса основательно закрепиться в АТР, чтобы плодить натоцентричные форматы антироссийской и антикитайской заряженности».
Аналогичной точки зрения придерживается и Китай. «Продолжающаяся экспансия НАТО на восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион и вмешательство альянса в региональные дела неизбежно подорвут мир и стабильность», – сказала официальный представитель МИД КНР Мао Нин. Она также добавила, что «Азия не должна становиться ареной геополитического соперничества». По ее мнению, продвижение НАТО в Азии «будет способствовать блоковой конфронтации», – резюмировала китайский дипломат.
Фото: Global Look Press/U.S. Department of Defense