Владимир Блинков, экономический обозреватель
С каждым днем ситуация в энергетике Украины ухудшается. У энергосистемы не только не хватает мощности, чтобы обеспечить потребление, но она продолжает ее терять - из строя выходит больше энергоблоков электростанций, чем возвращают из ремонта. Снижение мощности приходится компенсировать импортом из ЕС. Так, 20 декабря Незалежная установила новый максимум импорта электроэнергии из стран ЕС - он составил 6,63 ГВт-ч. Как сообщило «Укрэнерго», «импорт электроэнергии осуществлялся в течение всех суток из Словакии, Румынии и Молдавии с максимальной мощностью, в отдельные часы до 536 МВт.
А ведь еще несколько месяцев назад власти Незалежной на полном серьезе заявляли о намерениях стать нетто-экспортером электричества и буквально залить Евросоюз дешевыми мегаваттами. Сейчас же про экспорт украинские чиновники более не заикаются. Более того, на фоне первых морозов и возросшего потребления произошли сбои в работе ряда электростанций. Так, сработала защитная автоматика и отключились силовые агрегаты Славянской теплоэлектростанции. В результате произошло обесточивание сетей 110 и 330 киловольт в части Донецкой области, находящейся под украинским контролем.
Возникновение такой ситуации не является неожиданностью т.к. не было выполнено главное условие прохождения холодов - достаточность ремонтных работ. «Зарубежные партнеры» еще в начале лета выделили на восстановление энергетики Украины 2,3 млрд долл. Но, по факту, денег пока поступило намного меньше, да и те, что пришли, были израсходованы на что угодно, только не на ремонт инфраструктуры. Работ выполнено на 681 млн грн. (18,5 млн долл.), восстановили только тепловые станции, где были минимальные повреждения. Так что, похоже, власти заранее решили: зачем ремонтировать собственную инфраструктуру, если можно покупать электроэнергию в Европе. Как отметил известный украинский энергетик Юрий Саква «рынок электроэнергии на Украине пятый год подряд движется в направлении неконтролируемого хаоса, который в перспективе неотвратимо может разрушить технологический процесс».
Добавило проблем и кризисное состояние украинской теплоэнергетики, которая незаслуженно находится в тени производства электричества. Еще до начала СВО на Украине несколько крупных и десятки городов поменьше практически полностью остановили работу еще советских систем горячего водоснабжения, а также прекратили централизованную подачу теплоносителя. Подобная практика привела в итоге к единственно возможному результату, а именно к росту потребления электричества, что вылилось в короткие замыкания, перегрузки, ведь бытовые сети на Украине в абсолютном большинстве не модернизировались и являются наследием СССР.
Но самый серьезный удар по энергетике власти Незалежной нанесли, взорвав дамбу Каховской ГЭС - самой нижней в Днепровском каскаде гидроэлектростанций. Чтобы уменьшить последствия наводнения остальным станциям пришлось снижать объемы сброса воды и, соответственно, выработку электроэнергии. Хотя доля ГЭС в энергобалансе Украины относительно невелика (5-7% генерации), их значение измеряется не ею, а ролью в качестве маневровых мощностей. Кроме того, они играют весомую роль в формировании себестоимости киловатта. Их энергия – одна из самых дешевых. Это позволяло оператору энергорынка несколько сглаживать итоговый тариф. Теперь же «Укргидроэнерго» (с себестоимостью порядка 0,7 гривны за кВт*ч) частично выпадает из генерации, а вместо него включаются ТЭС (с себестоимостью 2,5 гривны), а украинское государство вынуждено или покрывать этот разрыв из бюджета (а в нем денег нет), или поднимать тариф для потребителей.
Подрыв Каховской ГЭС также осложнил работу ТЭС, которые для компенсации потерь Днепровского каскада вынуждены жечь даже тот мизер угля, который им удалось накопить (энергетического угля запасли мало из-за обвального падения его импорта и сокращения добычи. Мог бы выручить бурый уголь, но за возобновление его добычи и переоснащение ТЭС и ТЭЦ на работу с ним нужно было браться год назад).
Так что энергетика Незалежной повторяет судьбу промышленности и встает на путь окончательного развала.
А что же будет, когда на Украину придут настоящие морозы? Управляющий директор киевского Центра исследований энергетической отрасли Александр Харченко считает, что, если температура воздуха в стране установится на уровне ниже минус 10 градусов, властям придется вводить нормированные отключения света как минимум на один-два часа в сутки.
Для исправления ситуации власти Незалежной, похоже, надеются только на заграницу. 28 ноября власти Украины заявили, что ждут от США денег на восстановление энергетики. В тот же день Германия выделила «Укрэнерго» 24,5 млн евро на реконструкцию объектов энергетики. Японское агентство международного сотрудничества JICA планирует передать бесплатно 100 комплектов оборудования для альтернативной непрерывной генерации электроэнергии. Таким образом, союзники Украины не питают иллюзий по поводу наступающей зимы.
Нет их и в территориальных общинах. На Форуме энергетической безопасности общин участники пришли к такому выводу: каждая община должна выстроить модель энергообеспечения, базирующуюся на имеющихся в общинах дешёвых ресурсах, «и совсем, особенно во время войны, не надо следовать за модными трендами декарбонизации, зелёной энергетики». Не очень веря заверениям Киева, на местах готовят альтернативу электроэнергии из сети. Председатель парламентского комитета по вопросам энергетики Андрей Герус на выездном заседании комитета в Одесской области рассказал: «Мы планируем рассмотреть проекты, которые можно реализовать в Одессе и Одесской области с целью усиления энергетической безопасности региона». Уже предусмотрено строительство объектов генерации, которые обеспечивали бы Одесскую область электроэнергией автономно, если всеукраинская сеть выйдет из строя. Но, чтобы запустить энергорешения в общинах, нужны деньги и время, которого почти не осталось.
А пока граждане Незалежной думают, как согреться, высокопоставленные «слуги народа» разворовывают тыл. Как пишут украинские паблики, «возмутительные хищения в Минобороны могут оказаться мелочью по сравнению с масштабной коррупцией в Минэнерго, которую пока что покрывают и замалчивают на самом верху». Даже в сложившейся ситуации коррупционные схемы не свернуты. В качестве примера они приводят упомянутый импорт электроэнергии по сверхвысоким европейским тарифам. На украинских сайтах высказывается мнение, что этот импорт отчасти «виртуален» - электричество, выработанное на украинских станциях, оформляют по схемам через зарегистрированные в ЕС фирмы (тоже словацкие, как и газовые), и затем продают втридорога украинским потребителям. Так что - хочешь получать электроэнергию круглые сутки, а не по графику, плати по европейским тарифам, она же «импортная». Вот и приходится тем предприятиям, которые не могут останавливать работу, раскошеливаться. В первую очередь это заводы, принадлежащие иностранным инвесторам, разводить которых «на бабки» издавна было любимым «бизнесом» украинских чиновников. Они кряхтят, стонут, винят во всем Путина, но платят. И это только одна из многих коррупционных схем в украинской энергетике! А их ниточки, по мнению ряда украинских интернет-изданий, ведут прямиком к главе Минэнерго Герману Галущенко.