Владимир Блинков, экономический обозреватель
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings 14 августа понизило долгосрочный рейтинг Украины в иностранной валюте до уровня RD (ограниченный дефолт). Присвоение Украине такого статуса последовало после того, как истек 10-дневный льготный период для выплаты купона по еврооблигациям с погашением в 2026 г. на сумму в 750 млн долл.(срок - 1 августа). Как отметили в Fitch, на решение повлияло и принятие Украиной закона, позволяющего приостановить выплаты по госдолгу на три месяца, который Владимир Зеленский подписал 31 июля. Причем Fitch - не единственное агентство, которое видит риски дефолта Украины. Ранее, 2 августа, S&P Global понизило кредитный рейтинг страны до уровня «выборочный дефолт» (selective default) также из-за задержки выплат по купонам. И есть высокая вероятность, что технический дефолт уже к концу года перейдет в фазу фактического. На это указывают не только решения двух из трех ведущих рейтинговых агентств, но и состояние ее экономики.
Ни для кого не секрет, что экономика Украины сейчас держится на плаву только за счет иностранных вливаний – кредитов и грантов. По данным Кильского института мировой экономики, США и Евросоюз с начала конфликта уже «влили» в Незалежную 218 млрд долл., из которых 16 млрд долл. составила «гуманитарную помощь» и 113 млрд долл. расходы на военные нужды. Отдельной строкой, по данным института, профинансированы финансовые, гуманитарные и военные обязательства западных партнеров перед Украиной. С их учетом общая сумма достигла 331 млрд долл. Кроме того, президент США Джо Байден утвердил 54 президентских указа, предписывающих департаменту обороны «немедленное выделение техники и услуг иностранным государствам, которые в этом нуждаются». Эти суммы не входят в указанные подсчеты.
Большую часть выделенных средств Украина должна будет вернуть по окончании конфликта, но точных дедлайнов ни Вашингтон, ни Брюссель пока не называли, что стимулирует власти Незалежной к продолжению конфликта. Тем не менее решения S&P Global и Fitch могут повлечь за собой значительные негативные последствия - необходимость в более ранней реструктуризации долга и во взыскании активов в пользу кредиторов: земли, залежей полезных ископаемых, производственных или финансовые активов.
Пока же «поддержка» Украины не прекращается - Запад готов и дальше давать ей в долг. Так, в августе США объявили о выделении Киеву очередного пакета помощи размером в 125 млн долл. Старается не отстать и Евросоюз. От него Киев уже получил около 12 млрд евро в рамках программы ЕС, вступившей в силу 1 марта 2024 г.
Но из-за коллапса украинской экономики все эти действия только значительно увеличивают долговое бремя страны. По итогам прошлого года оно составило 84,4% ВВП и к концу 2024 г. может приблизиться к 97,6%, увеличившись за годы конфликта вдвое. Сейчас только на обслуживание полученных кредитов расходуется более 12 млрд долл. Причем в ближайшее время ситуация усложнится - настанет время выплачивать не только основную сумму долга по прежним кредитам, но и проценты по новому 4-летнему займу от МВФ в 15,6 млрд долл., а это около 900 млн долл. Все это происходит в условиях, когда переговоры о реструктуризации 20-миллиардного долга с частными кредиторами результатов не принесли. И если за оставшиеся чуть более 2-х месяцев этот вопрос не удастся урегулировать, Киеву придется выплатить около 3,75 млрд долл. процентов по еврооблигациям до конца 2024 г. (причиной упорства группы частных кредиторов во главе с Black Rock является не их лояльность к России, а слишком высокий уровень коррупции – проще говоря, слишком большой уровень разворовывания денег).
А денег у властей Украины нет не только на выплаты по этим долгам, но даже на текущие расходы. Минфин Украины обвинил в возникновении такой ситуации Запад, помощь от которого поступает медленно, в результате чего дефицит бюджета в 2024 г. может вырасти до 43,5 млрд долл.,или до четверти ВВП. «У нас по-прежнему не хватает необходимого оружия, боеприпасов и снарядов…, и Киев вынужден тратить на их закупки средства, отложенные на конец 2024 г.», - заявил глава Минфина Сергей Марченко в интервью Financial Times. Кроме того, Марченко выразил озабоченность тем, что после летнего перерыва поступление помощи может быть отложено в связи с приближающимися президентскими выборами в США и угрозой со стороны кандидата от республиканцев Дональда Трампа прекратить финансирование Украины.
Растут и аппетиты Киева. Как сообщила 21 августа заместитель министра финансов Ольга Зыкова, «в связи с пересмотром предположений, которые легли в основу прогноза на следующий год, потребность во внешнем финансировании может увеличиться на 12–15 млрд долл., до 34,7-37,7 млрд долл. Активность боевых действий, риски, связанные с продолжительностью войны, а также систематическое увеличение расходов на сектор безопасности и обороны - вот ключевые факторы, влияющие на рост финансовых потребностей», отметила она. Здесь еще не учтены возможные новые авантюры киевских властей, вроде вторжения в Курскую область.
В сложившихся условиях, как считает Марченко, «новый кредит в 50 млрд долл. мог бы стать волшебным решением». И руководство Украины призывает западные страны ускорить процесс выделения упомянутых средств с погашением за счет доходов от замороженных активов России, а также нарастить объемы оказываемой помощи.
Но Запад никак не может решиться передать Украине доходы от заблокированных активов России. Напомню, что после начала военной операции на Украине страны G7 заблокировали порядка 280 млрд долл. активов Центробанка России в виде денежных средств и ценных бумаг. Большая их часть находится в бельгийской Euroclear. К настоящему времени компания получила доход от этих активов в размере 6 млрд евро.
В июне страны G7 достигли соглашения о выделении Незалежной кредита в размере 50 млрд долл. с погашением за счет как раз этих средств. Однако переговоры по поводу деталей процесса идут до сих пор. США просят ЕС предоставить гарантии обеспечения кредита в виде продления санкций против России на неопределенный срок. Сейчас для этого требуется единогласное одобрение европейских лидеров каждые шесть месяцев. В Вашингтоне опасаются, что в какой-то момент это решение может быть заблокировано, например Венгрией, и тогда США останутся единственными ответственными за погашение кредита. В случае же принятия Евросоюзом требуемого решения США становятся основным выгодоприобретателем, а все риски ложатся на Европу. Поэтому ее руководство возражает. «Может, мы и дурачки, но не настолько, - высказался один европейский чиновник. Наблюдается и определенное недовольство действиями Киева их западных союзников. Так, реакция США и ряда западных спонсоров на Курскую операцию оказалась негативной.
Происходит это во время, когда Киев отчаянно нуждается в сигнале от западных союзников по планам насчет замороженных активов, чтобы продемонстрировать МВФ свое «стабильное финансовое положение». Ведь уже в сентябре Фонд начнет проверки государственного бюджета Украины. Все это делает вполне реальной перспективу перехода киевских властей к плану «Б» - новой волне поборов с населения и оставшихся предприятий, чтобы частично залатать дыру в бюджете.