Марина Харькова, журналист, Донецк
Российские военные взяли под контроль город Угледар, сообщили в Минобороны. Два года боев за этот небольшой шахтерский городок завершились его освобождением, разгромом элитной 72-ой механизированной бригады ВСУ имени «Черных запорожцев» и острым стратегическим кризисом ВСУ в южной части Донбасса. Чтобы понять, насколько важным был Угледар и чем грозит его потеря, достаточно изучить реакцию украинских и западных источников.
Боевик 72-й бригады ВСУ по имени Роман, заявил репортерам издания BBC, что украинским воякам приходилось отступать из города ночью через минные поля под обстрелами ВС России. «Днём это становилось самоубийственной миссией», - пожаловался он. «Ситуация такова, что в критической точке у нас не оказалось резервов. Видно, нам продавили фланги. И полностью повторилась авдеевская история. Части 72-й бригады из Белой Церкви – «чёрные запорожцы», 68-й бригады – это одни из наиболее боеспособных частей ВСУ. А выйти из оперативного окружения, когда там осталась одна грунтовая дорога, и расстояние между клещами полтора километра, не вышло. Судя по опыту того, что было в Авдеевке – выходят 10 человек, а доходят в лучшем случае 3-5, остальные гибнут или получают ранения. Поэтому в Угледаре сегодня трагедия», – скорбит украинский эксперт Андрей Золотарёв.
«Последнюю неделю руководство этим участком фронта и 72-й бригады делало всё, чтобы вытянуть остатки частей из Угледара. Уже речь о какой-то обороне не шла. Изначально 2-3 недели назад ВСУ планировали перейти в контратаку, но как в ситуации с Авдеевкой не хватило сил даже на то, чтобы сломать одну клещу. И поэтому всю неделю приходилось вытаскивать части.Угледар – это доминирующая высота, его падение означает, что фронт может схлопнуться аж до Курахово. Думаю, в ближайшие дни начнутся бои за Богоявленку и другие пункты на этом направлении.И самое худшая ситуация – западнее. Падение Угледара позволяет подразделениям российской армии развивать наступление на Большую Новосёловку и дальше на юг в направлении Запорожья. Там поля и отсутствие долговременных подготовленных линий укреплений. Всё держалось на Угледаре, он был хорошо укреплён. Этот тактический кризис вокруг Угледара может превратиться в оперативный», – уверен украинский политолог Руслан Бортник.
Вооруженные силы России приближаются к границам ДНР и ЛНР. Об этом заявил полковник ВСУ в отставке Сергей Грабский. «Российские войска получают возможность выполнить ту стратегическую задачу, которая им была поставлена - выйти на границы Донецкой и Луганской области. Об этом свидетельствует фактическая потеря Угледара украинскими войсками», — подчеркнул он.
А украинский боевик Владимир Бойко заявил, что развал украинской армии на фоне неудач на фронте ускорился, остановить его уже невозможно: «На сегодня развал армии достиг уже таких масштабов, что никакие меры уже не помогут — на фронте просто нет людей. Нет и не будет. То, что в течение последних нескольких дней происходило в Угледаре, вообще-то, называется локальным обвалом фронта. Хаотичное отступление остатков 72 отдельной механизированной бригады, которая так и не получила приказ на выход... Дальше будет только хуже». Также Бойко поведал об обстановке в одной из бригад ВСУ, воюющей в Донбассе: «В бригаду прибыло 50 новобранцев, в основном в возрасте 52−56 лет. 30 из них сразу были направлены в тыловые подразделения и госпитали, поскольку по состоянию здоровья не пригодны для службы на передовой, потому что в территориальных центрах комплектования (переименованные на Украине военкоматы) выполняли план призыва и мобилизовали больных. Из 20 на второй день дезертировали 16 военнослужащих. Таким образом, из пополнения в 50 человек на позиции было отправлено четверо. После первой же ротации эти четверо также дезертировали». Бойко добавил, что мобилизованные солдаты «не хотят погибать за коррумпированный режим».
Кроме этого, киевские политики признали, что с потерей Угледара был утрачен удобный плацдарм для гипотетического наступления в сторону Азовского моря и возможность держать под огневым контролем тыловую логистику российской армии и сухопутный коридор в Крым и Херсонское левобережье. Освобождение Угледара отодвинуло врага от важных путей логистики: это и старые, и новые ж/д пути от Донецка на Мариуполь и дальше на Крым. Сам Мариуполь и автомобильная дорога станут безопаснее. А значит, город и населенные пункты вокруг будут оживать, можно восстанавливать и запускать крупные предприятия.
Планы украинских контратак были сорваны грамотными действиями ВС РФ в ходе августовского наступления. В частности, российская артиллерия применила тактику, опробованную ещё при штурме Артёмовска. Тогда для выхода подразделений ВСУ специально оставили небольшой коридор, где остатки резервов украинской армии добивались всеми средствами и калибрами. Теперь в похожий «огневой мешок» попал и угледарский гарнизон ВСУ. Участники боёв рассказывали, что здесь стоял страшнейший гул от ФАБов и звуками разрывов ракет от «Градов».
Значение взятия угледарского укрепрайона российские эксперты определяют как оперативно-стратегическое. Он находился на стыке Запорожского и Донецкого фронтов и представлял постоянную угрозу нашей группе войск, прикрывавшей подходы к Мариуполю. Теперь падение угледарского укрепрайона представляет угрозу уже для ВСУ – и в удержании города Курахово, мощного оборонительного узла украинской армии, и выход на оперативный простор на запорожском направлении. Дело в том, что за Курахово начинается граница Донецкой и Запорожской областей.
С потерей высотного укрепрайона в Угледаре ВСУ лишились важной площадки для размещения ретрансляторов и систем наблюдения. С их помощью заметно увеличивалась эффективная дальность управления беспилотниками. Там же размещались и другие средства разведки для обнаружения позиций артиллерии ВС России.
Глава ДНР Денис Пушилин после освобождения Угледара российской армией сообщил, что из города было спасено 115 мирных жителей, которым удалось выжить в руинах полностью разрушенного города. «После разминирования территории Угледара будет проведена оценка и будут выстроены планы, предложения по восстановлению этого населённого пункта», - заявил Пушилин.
Тем временем продолжает ухудшаться положение ВСУ и на других участках донецкого фронта. После освобождения города Украинска ситуация для ВСУ возле города Горняк складывается не лучшим образом. Хотя Горняк стоит на возвышенности и ВСУ пытается цепляться за него, основные пути снабжения гарнизона ВСУ в Горняке и окружающих селах перерезаны. В частности, дорога Селидово-Цукурино уже перешла под контроль российский военных. Через Цукурино проходит железнодорожная ветка Селидово-Курахово, которая в нынешней конфигурации фронта больше не может использоваться украинцами для снабжения. Вторая дорога, Курахово-Острое-Кураховка, также перешла под контроль ВС РФ и уже не пригодна для снабжения гарнизона ВСУ в Горняке. По мере продвижение российской армии ситуация для украинцев вскоре может сложиться ещё драматичней. Поэтому это направление тоже остаётся одним из наиболее перспективных для зачистки в осеннюю кампанию.
В полуокружении находится ВСУ и возле города Селидово. В частности, глава совета резервистов ВСУ Иван Тимочко заявил, что в случае угрозы окружения армия готова убегать. В эти дни российские силы подошли к п. Новоселидово, откуда до последнего времени работала украинская артиллерия по Донецку. Таким образом с каждым днём все больше разрушается связность украинской обороны на донецком фронте.
Украинский военный обозреватель Константин Машовец порекомендовал украинцам быть готовым к тому, что ВСУ отойдут и из Селидово, и из Торецка (Дзержинска). Более того, ВСУ уже потеряли контроль над восточной и южной частями Торецка.
Продолжается наступление российской армии и на г Покровск (Красноармейск). Его освобождение позволит выйти на границу Донецкой и Днепропетровской областей и даст возможность сконцентрировать силы на освобождении северной части ДНР — Славянской агломерации. Так что в военном плане падение обороны ВСУ в Угледаре грозит вызвать «эффект домино». А в случае потери Покровского района Украина к тому же потеряет половину производства стали и угля. На это пожаловался президент «Укрметалургпрома» Александр Каленков.