Марина Харькова, журналист, Донецк
Войну нужно продолжать, а украинские солдаты для неё не должны кончаться. К солдатам относятся все, кто может держать в руках оружие. С таким призывом выступило издание The New York Times, сообщив, что у ВСУ солдат хватит на полгода - год. Эта проблема требует срочных решений, и поэтому на Украине началась подготовка общества к необходимости массового призыва женщин.
В августе-октябре количество безвозвратных потерь в ВСУ увеличилось, достигнув 1500—2000 человек в сутки. Сюда входят и погибшие, и списанные по состоянию здоровья раненные. Для их пополнения нужны новобранцы, но никто больше не рвётся воевать за режим Зеленского: мобилизационный ресурс исчерпан, положение на фронте у ВСУ продолжает ухудшаться. Украинский депутат и секретарь комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности Роман Костенко заявил, что, учитывая текущую ситуацию на поле боя, необходимо мобилизовать 500 тысяч граждан. По его словам, после принятия закона об усилении мобилизации в мае её темпы были нормальными, но в сентябре она пошла на убыль.
Другой нардеп, Руслан Горбенко, также поддерживающий увеличение числа призывников, отметил, что сначала удавалось призывать по 25—30 тысяч человек в месяц, что было «суперрезультатом». Но потом была «большая просадка». Не помогло ни снижение мобилизационного возраста, ни требований по здоровью: годными к службе признают мужчин с хроническими заболеваниями и даже алко- и наркозависимых. Это признал и начальник отдела подготовки в учебных центрах Генштаба ВСУ Василий Румак. По его данным, средняя численность одновременной подготовки новобранцев в учебных центрах сейчас составляет около 20 тысяч человек, хотя ещё несколько месяцев назад эта цифра была почти вдвое выше – более 35 тыс. Так что причины компенсировать нехватку мужчин вояками в юбках лежат на поверхности.
Первым озвучил тезис о призыве женщин в ВСУ, когда это будет необходимо, бывший главком украинской армии Валерий Залужный из Лондона. Уволенного за провалы на фронте генерала пристроили послом в Великобританию, и там генерал начал буквально фонтанировать идеями, как привести украинцев к последней черте. В частности, Залужный считает, что женщин на Украине могут мобилизовать, чтобы «спасти Европу от войны». Он рассказал английской прессе, что Украине «практически невозможно» выйти из «затяжной войны с Россией», конфликт переходит в «позиционную» стадию со «статичными и изнуряющими боями», которые позволят России восстановить военную мощь. Вот поэтому призыв женщин, чтобы «спасти Европу», может стать реальностью из-за потерь украинских военных.
Затем одиозный нардеп Марьяна Безуглая поддержала экс-главкома ВСУ Залужного по поводу грядущей мобилизации женщин. По её мнению, текущая мобилизация является «незаконной дискриминацией мужчин», поэтому следует начать мобилизацию женщин. «В Конституции нет двух видов людей. Сейчас у нас незаконная дискриминация мужчин. Кроме того, если мобилизовать женщин, то мужчин будут мобилизовать меньше — это один из факторов, почему нужно поддерживать мобилизацию украинских гражданок». Для начала Безуглая предложила мобилизовать женщин на тыловые должности: делопроизводителей, кадровиков, подразделений охраны. Это позволит отправить на фронт из тыла многих мужчин, которые занимают такие должности в армии. Кроме этого, Безуглая считает, что женщин можно использовать в хозяйственных работах и для наращивания темпов оборонной индустрии.
Сразу после призывов провластных рупоров подключили так называемых активисток. Украинская волонтёрка Мария Берлинская тоже призвала к мобилизации женщин, иначе «нам придётся сдаться» и «нам надо выбирать, поскольку мы хотим, чтобы наше племя выжило". Более того, бездетная волонтёрка требует мобилизовать не только матерей, но и их детей. Берлинская считает, что необходимо начинать подготовку детей для войны с 5—6 класса: летать на дронах, программировать, учиться держать оружие. Берлинская – не просто волонтёрка, ранее она была в составе наблюдательного совета украинского Минобороны и даже претендовала на пост министра обороны. Дамочка называет себя «матерью дронов и создательницей системы обучения аэроразведчиков в ВСУ», она была активной участницей киевского Майдана, откуда отправилась воевать против Донбасса в составе нацбатальона «Айдар» (запрещен в РФ, включен в список террористических организаций). Руки этой «волонтёрки» - по плечи в крови. Более того, она виновна и в том, что навела ракеты на распиаренную ей выставку дронов в Чернигове, после чего погибли десятки ее «побратимов» и случайных зевак. Теперь Берлинская запятнала себя призывами массово отправлять украинок на войну.
Чтобы заставить украинок смириться с неизбежным, спикерами по теме мобилизации женщин специально выбрали женщин. В частности, с требованием «отойти от старомодного подхода к мобилизации» выступила советник по гендерным вопросам командующего Сухопутными войсками ВСУ Оксана Григорьева. «Украине необходимо покончить со своим старомодным подходом по отношению к женщинам и принять политику их призыва по израильскому образцу», — заявила она британской газете The Times.
Примечательно, что к идее мобилизации женщин негативно отнёсся даже пропагандист киевского режима Алексей Арестович (признан в РФ террористом и экстремистом), который считает, что в подобных заявлениях показана вся подлая суть и режима, и его ораторов: «Они почувствовали приближающуюся агонию системы, в которой уже видели себя в дамках — распорядителями ваших жизней и смертей, потому что они говорят „державною‟ и „патриоты‟. И они готовы вас всех утянуть с собой в могилу, лишь бы не возникло мира, в котором украинцы бы сами распоряжались своею жизнью, свободой, имуществом, будущим и настоящим». Он считает, что таким, как Берлинская, выгодно состояние войны, они получают аудиторию и деньги и скорее похоронят всех и Украину в целом, чем добровольно это отдадут».
Поэтому эти «рупоры общественного мнения» ссылаются на положения Конституции об обязанности каждого украинца защищать свою родину, что даёт «законное право» забирать женщин на фронт, то есть мобилизовывать против воли. Между тем, на фронте уже находится значительное число украинок. По информации секретаря Минобороны Людмилы Дараган, в ВСУ находится 68 тысяч женщин. Из них военнослужащими являются 48 тысяч, а непосредственно в зоне боевых действий воюет 5 тысяч женщин. Чиновница также отметила, что «удалось улучшить уровень вещевого обеспечения женщин-военнослужащих, в том числе военной формой – полевой и парадной».
Сейчас по новому закону о мобилизации, военнообязанные украинки (в основном медработники) должны обновлять свои военно-учётные данные в ТЦК (аналог военкоматов) и пройти медкомиссию. Уклонисткам сначала грозит штраф за неявку в ТЦК - от 17 до 25 тысяч гривен. Кроме того, они не смогут трудоустроиться или работать в медицине, если не встали на учёт, их работодатели обязаны сообщить военкоматам информацию о сотрудниках, которые получили медицинское образование и не состоят на учёте, наложен запрет на выезд за границу. За систематическое уклонение от постановки на учёт грозит реальный тюремный срок. А отлов украинскими военкомами женщин-уклонисток уже идёт. «Соседку по селу люди в военной форме на белом микроавтобусе скрутили и увезли. Сначала думали, может, СБУ за помощь русским, но потом узнали, что её похитил местный ТЦК. А соседка — медик и попадает под призыв. Хотя у неё вроде ребёночек есть. Сказали, она по повесткам не ходила. Всех мужиков в центре громады тэцэкашники паковали сразу, теперь и её схватили», — сообщают в соцсетях жители села в Винницкой области.
Тема призыва женщин быстро обретает реальные очертания. Не случайно украинский кабмин утвердил порядок вещевого, медицинского, психологического и социального обеспечения военнослужащих с учётом потребностей женщин и мужчин. Как сообщил представитель правительства Тарас Мельничук, утверждённый порядок предусматривает запрет дискриминации военнослужащих в сфере вещевого, медицинского, психологического и социального обеспечения. Отмечается, что учтены потребности женщин и мужчин. Речь идёт об обеспечении военнослужащих-женщин средствами личной гигиены и средствами индивидуальной защиты в соответствии с антропометрическими данными. Также определены особенности психологической поддержки и помощи военнослужащим, подвергшимся влиянию стресс-факторов в экстремальных (боевых) условиях или пострадавших от сексуальных домогательств. Кроме того, предусмотрено специальное обследование и лечение для военнослужащих-женщин.
Так как западные партнёры недовольны медленными темпами мобилизации на Украине, тема женского призыва — вопрос ближайшего времени. В этом же ряду и требование снижения возраста мобилизованных до 20 лет или ниже. Об этом тоже уже вовсю рассуждают националисты и украинские командиры. Например, считает нормой мобилизовать 12—14-летних украинцев радикал Дмитрий Корчинский (признан в РФ террористом и экстремистом). Он заявил, что «умереть на войне — это прекрасно, в отличие от мирной смерти в пожилом возрасте, а мобилизуя украинцев, ТЦК помогает им это понять». По его словам, в африканских странах дети воюют с 12—14 лет. И Украине тоже стоит перенимать этот опыт. Примечательно, что Корчинский не воплощает свои предложения на своём сынке. Великовозрастный и вполне пригодный для фронта сын радикала, Даныло Корчинский, работает охранником собственного отца и в ВСУ он служить не пошёл.
Вот и получается, что и украинской власти, и Западу неважно, кто будет воевать с Россией: женщина или подросток.