7 июня «на полях» саммита G20 в Гамбурге состоится встреча между президентом России Владимиром Путиным и президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином.
Мун Чжэ Ин занял президентский пост в мае этого года, и двусторонний саммит станет первой личной встречей лидеров двух государств.
Каковы перспективы отношений между нашими странами при новом руководстве в Сеуле и о чем станут говорить президент Путин и президент Мун? Об этом в эксклюзивном интервью информационному агентству ИнфоРос рассказал заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН, доцент кафедры востоковедения МГИМО МИД России Александр Воронцов.
- У России с Республикой Корея стабильные позитивные отношения. Обе страны всегда подчеркивали, что рассматривают друг друга как важных партнеров и дружественные государства. Приход к власти в Южной Корее нового правительства, который ознаменовал не только смену кабинетов, но и смену политических сил, которые привели правительство к власти, обуславливает существенное изменение векторов внутренней и внешней политики Республики Корея.
Мун Чжэ Ин представляет линию, которая в свое время успешно и продуктивно развивалась его предшественниками - президентами демократической оппозиции Ким Дэ Чжуном и Но Му Хёном. Сам он работал секретарем у Но Му Хёна и считает себя его преемником.
При Ким Дэ Чжуне курс на сотрудничество с КНДР получил название "политики солнечного тепла", затем его продолжил Но Му Хён с его "политикой примирения и сотрудничества". Тогда межкорейские отношения развивались очень продуктивно, дружественно и эффективно. Это способствовало оздоровлению ситуации на Корейском полуострове, что полностью соответствует целям внешней политики России.
Главной целью и задачей России на Корейском полуострове всегда было способствовать обеспечению мира, стабильности и безопасности. Мы надеемся, что приход нового политического курса, опирающегося на политические и общественные силы Южной Кореи, которые выступают за нормализацию отношений с КНДР, будет этому способствовать. Это безусловно позитивный фактор, который не сразу, но в конце концов приведет к улучшению межкорейских отношений, установлению межкорейского диалога и сотрудничества, к чему постоянно призывает Россия.
Это создаст также благоприятные условия для продвижения главных российских задумок и проектов. Назывались три больших инфраструктурных проекта: соединение железных дорог Севера и Юга с Транссибом, прокладка газопровода из России в Южную Корею через КНДР и поставки энергоресурсов из России в Южную Корею через Северную. Эти проекты давно обсуждались, многое было сделано для их реализации, они даже прошли часть пути развития, но для их осуществления необходимы нормальные межкорейские отношения, которых последние 8 лет, к сожалению, не было.
Поэтому одной из тем встречи президентов России и Южной Кореи безусловно станет межкорейский фактор. Конечно, в связи с этим будет обсуждаться и ядерная проблема Северной Кореи. И тут диалог между Севером и Югом - важный элемент нормализации ситуации, способствующий реалистичному подходу к решению ядерных проблем, реалистичному вовлечению Северной Кореи в переговоры на условиях, которые она посчитала бы справедливыми. Пока предварительные условия, которые предлагает Запад - это одностороннее разоружение без каких-либо уступок со своей стороны, без серьезных гарантий безопасности КНДР со стороны Запада.
Недавно Мун Чжэ Ин ездил в Вашингтон, где состоялся американо-южнокорейский саммит. Чувствуется, что прошел он не гладко, потому что совместное заявление по итогам саммита было опубликовано с задержкой. Чувствуется, что и во внешнеполитическом, и в экономическом плане новому лидеру Южной Кореи с новым лидером США общий язык удалось найти далеко не по всем вопросам. Если следовать логике, которая реализовывалась в действиях Ким Дэ Чжуна и Но Му Хёна, есть серьезные основания надеяться, что в каком-то виде эта линия найдет продолжение и в деятельности нынешнего руководителя Республики Кореи Мун Чжэ Ина. В том, как воспринимаются угрозы Корейскому полуострову и безопасности в Северо-Восточной Азии, в предложении путей преодоления этих угроз, упор на развитие диалога и сотрудничества между странами и регионами. Причем не на риторическом уровне - к этому все призывают и всегда, - а на практике. Эта логика ближе российской позиции.
Необходимо вспомнить также вчерашнее заявление России и Китая по Корейскому полуострову, где выдвинуты конкретные предложения, представлено наше общее видение путей преодоления этого кризиса, решений ядерной проблемы. Из высказываний господина Мун Чжэ Ина мы видим, что его идеи близки к концепциям, которые были озвучены Россией и Китаем. Во время встречи лидеров двух наших стран точек взаимопонимания может оказаться больше, чем прогнозируют аналитики.
Традиционно Южная Корея - наш важный экономический партнер. Мы приветствуем дальнейшее расширение сотрудничества. Конечно, определенную роль играют здесь и общий кризис в мировой экономике, и внутренняя экономическая ситуация Южной Кореи и России: хотя мы давние партнеры, и южнокорейские компании давно присутствуют на нашем рынке, общий объем торговли и инвестиций несколько сократился. Мы приветствуем расширение их инвестиционного присутствия, торговли, поиск новых форм сотрудничества. И этот вопрос тоже будет наверняка обсуждаться на двустороннем саммите. Так что на мой взгляд, есть все основания с оптимизмом смотреть на характер и результаты встречи лидеров двух наших стран на полях саммита в Германии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции