Юрий Веселов, военный обозреватель
На протяжении всех послевоенных лет отношения между Россией и Японией были сложными и напряженными: страна «восходящего солнца» не подписала мирного договора с Советским Союзом после поражения во Второй мировой войне и не может смириться с утерей контроля над четырьмя островами Южно-Курильской гряды, отошедшими к СССР. Еще примерно год назад Япония как-то стремилась к налаживанию добрососедских связей с Россией, то с приходом к власти премьера Фумио Кисида возглавляемое им правительство заняло откровенно агрессивную позицию.
Отношения последних лет характерны нарастанием антироссийских выступлений японских политиков, усилением враждебной пропаганды в адрес Москвы, проведением при поддержке США провокационных акций вблизи отторгнутых островов. Так, некоторые влиятельные политики в апреле прошлого года заявили о возможности силового присоединения «северных территорий», а Россию впервые после войны назвали страной, «незаконно оккупировавшей» острова.
Следует подчеркнуть, что именно в последние годы руководство Японии активно занимается перевооружением национальных сил самообороны, по сути превращая их в полноценную армию. Токио уже открыто стремится к превращению страны в региональную военную державу для повышения роли в решении проблем общемирового масштаба. Данная позиция сформулирована в 2013 году в «Стратегии национальной безопасности» - основном доктринальном документе, в который в 2022 году были внесены принципиальные корректировки.
Программа предусматривает сохранение общей численности вооруженных сил на уровне 300 тысяч человек. Основной упор делается на качественное перевооружение всех видов и родов войск с целью многократного увеличения их огневой мощи, повышения мобильности и оперативности развертывания с возможностью ведения многосферных операций.
Увеличение огневой мощи происходит путем постановки в войска противокорабельных ракет наземного и воздушного базирования, крылатых ракет различного назначения, а также перспективной поставки на вооружение разрабатываемого гиперзвукового оружия (программой предусматривается оснащение ВС гиперзвуковыми ракетами большой дальности к 2030 году). В перспективе до 2028 года в составе сухопутных сил Японии планируется сформировать пять армий (Северная, Северо-Восточная, Восточная, Центральная, Западная), в составе которых будут до 300 танков и столько же единиц полевой артиллерии. В 2026 году планируется развернуть баллистические ракеты наземного базирования собственного производства «Тип-12» с дальностью стрельбы до 1000 км, а к 2030 году вооружить корабли и самолеты модернизированными вариантами данной ракеты.
Общую численность сухопутных войск намечено сохранить на уровне 150 тыс. человек.
В ВВС идет усиление боевых возможностей за счет увеличения многоцелевых истребителей F-35A, самолетов транспортной авиации, заправщиков и БПЛА различного назначения. Программой предусматривается иметь на вооружении ВВС около 300 боевых и 80 самолетов вспомогательной авиации с общей численностью 48 тыс. человек.
Особое внимание уделяется развитию ВМС с целью повышения готовности сил флота к выполнению задач гарантированного завоевания превосходства на море путем принятия на вооружение новых типов ДЭПЛ, фрегатов, тральщиков, самолетов базовой патрульной авиации. В среднесрочной перспективе на вооружение японских ВМС поступят два легких авианосца с самолетами вертикального (короткого) взлета F-35B. С этой целью в настоящее время два миноносца-вертолетоносца типа «Идзумо» проходят глубокую модернизацию для палубного базирования истребителей. Проводятся работы по оснащению стоящих на вооружении ВМС эсминцев КРМБ «Томахок», а также ведутся НИОКР по началу строительства в 2024 году новой ДЭПЛ-носителя данных крылатых ракет.
В целом в боевом составе намечается иметь до 50 эсминцев и фрегатов (в том числе восемь эсминцев УРО), 22 дизель-электрические подводные лодки, 12 тральщиков, 190 самолетов и вертолетов с общей численностью 45 тыс. человек.
Вполне естественно, оружие в основном будет американского производства. США выступают основным военно-политическим союзником Японии, располагая на ее территории 181 военным объектом.
Программа перевооружения сил самообороны потребует увеличения более чем в два раза военных расходов. Япония будет вынуждена затрачивать свыше 2% национального ВВП.
Однако это в перспективе. Сейчас же военно-политическое руководство страны восходящего солнца откровенно испытывают терпение своего северного соседа, особенно после начала Россией Специальной военной операции в Донбассе. Токио одним из первых последовал политическому курсу своего союзника США и последовательно вводил санкции против Москвы. Враждебность в отношении России с 2022 года нарастала, однако Москва все это время проявляла терпимость и сдержанность. Россию вывел из равновесия растиражированный официальный документ МИД Японии в котором подтверждается посягательство Токио на российские острова, а сама Россия классифицируется как оккупант.
Ответ со стороны РФ последовал. Президент России, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами своим решением привел силы и Средства Тихоокеанского флота в повышенную боевую готовность и отдал приказ на проведение военных маневров в Японском, Беринговом и Охотском морях. То есть, непосредственно у берегов Японии и американской Аляски.
Примечательно, что маневры российских боевых кораблей и судов обеспечения, отрабатывали реальные боевые задачи с пусками ракет морского базирования, торпедными и артиллерийскими стрельбами, поиском и обнаружением подводных лодок условного противника, постановкой минных заграждений, высадкой морского десанта на необорудованную береговую полосу. Воздушное пространство контролировали боевые самолеты морской авиации флота, а несколько бомбардировщиков стратегической авиации отработали электронные пуски ракет по условным АУГ.
А еще эти военные мероприятия удивительным образом совпали с визитом в Москву и переговорами с Президентом Владимиром Путиным и Сергеем Шойгу министра обороны Китая Ли Шанфу во главе с представительной делегацией китайских военачальников. При этом визит длился три дня, и его практические итоги держатся в секрете.
Утверждать, что маневры Тихоокеанского флота ВМС РФ напугали японцев и американцев, не хочется. Но безусловно то, что действия России на дальнем Востоке привели в чувство российского врага. Что его серьезно напугало, так это военное сближение Москвы и Пекина, о конкретном содержании которого можно только гадать.