© Артем Геодакян/ ТАСС
Марина Харькова, журналист, Донецк
Произвол европейской ювенальной юстиции и абсолютное бездействие украинских властей в отношении семей украинских беженцев, у которых в Европе насильно отбирают детей, привел к тому, что десятки проживающих в западных странах украинцев обратились к России с просьбой помочь вернуть им детей. Об этом сообщил директор департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ Григорий Лукьянцев.
«В постоянное представительство Российской Федерации при ООН в Нью-Йорке с апреля 2023 года обратились несколько десятков украинских семей, которые просили помочь им с возвращением детей. Обратившиеся откровенно сказали, что украинская сторона намекала им на наличие у них проблем некоего политического измерения», — сказал Лукьянцев. Он добавил, что подобные жалобы продолжают постоянно поступать и Россия старается разобраться в каждом случае. До этого первый заместитель постпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский рассказал, что к российским дипломатам обратилось большое количество беженок из Украины, которые просили помочь вернуть детей, отобранных властями стран ЕС. «Хотя проблемы обратившихся не имеют прямого отношения к работе российского дипломатического представительства, но отмахнуться от них по-человечески очень сложно», - отметил Полянский.
Еще весной Россия провела неформальное заседание Совета Безопасности ООН, где поднималась проблема изъятия детей у украинских беженок в Европе. «Реагируя на поступившие к нам обращения, решили публиковать информацию о проблемах с отбором детей у украинских беженок с хэштэгом #EuropeStealsChildren. Условием для публикации было четко выраженное согласие на это заявителя», — сообщил дипломат. По его словам, за месяц в постпредство поступило очень много обращений и стало очевидно, что воровство детей у уязвимых слоев населения и их эксплуатация является системной проблемой Европы, которую не желают замечать на Западе.
В частности, были опубликованы обращения о помощи украинок Эмилии Журбы (Финляндия), Тамары Зандфос (Германия), Оксаны Буратевич (Германия), Юлии Панасенко (Испания). Отобранные у них дети были размещены в приютах, где они содержатся в плохих условиях. Только в Германии было зафиксировано свыше 100 подобных случаев.
Этим летом в офисе украинского омбудсмена по правам детей, семьи, молодёжи и спорта Ирины Сусловой сообщили о 240 случаях изъятия детей у беженцев в странах Евросоюза. Ювенальные органы забирают детей по самым незначительным поводам и по доносам соседей. Пока множатся человеческие трагедии, украинский режим бездействует и игнорирует просьбы о помощи, заняв позицию бездействия. В итоге украинки просят содействия России, так как их мольбы вернуть детей больше никто не слышит.
Такая ситуация не удивительна. Украинская власть относится к своим гражданам – и взрослым, и детям – как к разменной монете. Мужчин, женщин, инвалидов гонят на фронт в качестве «пушечного мяса». Из подростков готовят аналог «гитлерюгенда». Недавно стало известно, что в военкомат города Шостка Сумской области вызвали мальчишек от 14-ти до 16-ти лет, которых отправили на некие «специальные военизированные курсы». Местные власти утверждают, что подростков вскоре вернут домой, а все сборы якобы плановые.
Не гнушаются использовать в своих интересах детей и подростков и украинские спецслужбы. И таких случаев фиксируется все больше.
Известно, что военнослужащие Второго армейского корпуса ЛНР задержали несовершеннолетнюю девочку, передававшую ВСУ координаты перемещения российской техники. Когда она жила на территории, подконтрольной Украине, в Северодонецком районе, то проходила обучение в лагере по программе военно-патриотической подготовке «Сокiл», утвержденную министерством образования Украины. Известно, что детей готовили к диверсиям на базе оздоровительного лагеря «Лесная сказка» в поселке Пурдовка. Одним из доказательств стал найденный на его территории детский пояс-муляж со взрывчаткой, с помощью которого подростков учили работать с самодельными взрывными устройствами. Также Служба безопасности Украины вербует детей из неблагополучных семей Херсонской области. С несовершеннолетними агентами связывались через соцсети и предлагали передавать данные о передвижении российских войск. В итоге подростки отправляли спецслужбам Украины фотографии, видео и координаты российской военной техники. За один снимок им обещали платить 3 тыс. гривен. О том, что четырнадцатилетний парень передает информацию ВСУ, узнали после проверки его телефона на блокпосту. Переписку, фото военной техники, видеозаписи и координаты воинских частей обнаружил российский боец казачьего батальона «Дон».
Еще один случай с несовершеннолетним шпионом был раскрыт в ЛНР. 12-летнему школьнику в соцсети написал неизвестный мужчина и предложил выполнять несложные задания - нарисовать проукраинские граффити на стенах, проколоть шины военным машинам. Задания с каждым днем усложнялись и становились опаснее. Украинские кураторы просили сообщать о количестве военной техники, фотографировать расположения складов со снарядами и места дислокации российских подразделений. В итоге подросток был разоблачен.
Из-за непонимания последствий, отсутствия жизненного опыта, жадности и наивности детей очень легко вербовать и вовлекать в террористическую деятельность через игру. Также подростки могут привлечь к опасным действиям своих друзей и знакомых. Деньги им за услуги тоже нужны небольшие. Говорить о морали или гуманности украинских спецслужб не приходится: для них эти дети – обычные пешки. Не случайно схема вербовки СБУ копирует подходы военной разведки Абвер в нацистской Германии. Абверовцы тоже любили использовать в качестве шпионов и диверсантов детей и подростков из оккупированных районов и отправлять их за линию фронта.
В Следственном комитете России заявили, что изучат данные о вовлечении детей и подростков в деятельность националистических формирований Украины, которыми располагает МИД РФ. В частности, украинских детей с 7–8 лет обучают военному делу, в том числе снайперской стрельбе. Несовершеннолетних сирот привлекают к сооружению окопов и блокпостов.
Заместитель главы Госдумы РФ, сопредседатель парламентской комиссии по расследованию преступлений Киева против детей Анна Кузнецова заявила, что Украина занимается вербовкой несовершеннолетних для атак по российским позициям и мирным жителям. По ее словам, Вооруженные силы Украины все чаще совершают преступления руками детей. Парламентская комиссия провела всесторонний анализ подобных преступлений. Их можно разделить на две группы: использование детей в боевых действиях и непосредственно вербовка. Кузнецова рассказала, что вербовка происходит обычно в соцсетях и мессенджерах. Вице-спикер отметила, что для привлечения детей к диверсиям на Украине существуют лагеря подготовки. Они часто меняют свое местоположение, так как ВСУ не афишируют факты использования детей в своих карательных операциях. Анна Кузнецова подчеркнула, что такие действия являются прямым нарушением Конвенции о правах ребенка, а также резолюции ООН «Мир, пригодный для жизни детей».