В Афганистане предвыборная страда – начались президентские гонки. Начались в ситуации достаточно интересной. Страна со всеми её проблемами, которых не перечесть, стала фактически заложницей, с одной стороны, политических амбиций своего президента, с другой – необходимостью подписания так называемого "Соглашения по безопасности".
"Соглашение по безопасности" должно стать основополагающим документом в двустороннем стратегическом сотрудничестве Афганистан – США. Документ детально регламентирует планируемое военное присутствие США в этой стране после 2014 года. Начиная от количества американских войск, их задач, количества баз и их географии и т.д., и кончая понятием "иностранная агрессия" и обязательствами США в случае таковой.
Соглашение готовилось в течение двух лет. Рождалось в муках многочисленных споров вокруг главного для Афганистана пункта - "агрессия". И здесь следует отдать должное афганским экспертам-международникам. Они добились-таки своего. Теперь миномётные, артиллерийские обстрелы, обстрелы из крупнокалиберного стрелкового оружия, различного рода нарушения границы вооружёнными группами людей, совершаемые с сопредельных территорий соседних стран, будут квалифицироваться как "угроза агрессии". Это важно для Кабула, поскольку США, будучи стратегическим союзником Афганистана, обязаны предпринимать ответные меры в виду "угрозы агрессии". Понятно, что под соседней страной, в данном случае, понимается, в первую очередь, Пакистан.
"Соглашение по безопасности" было единогласно одобрено специально созванной по такому случаю Лойя джиргой (своего рода "всеафганский форум") и абсолютным большинством депутатов нижней палаты парламента. Причём, Лойя джирга была созвана исключительно по инициативе Хамида Карзая, в обход парламента и в нарушение конституционных прав. Президент загодя знал вердикт Лойя джирги, и тем не менее на заключительном заседании он вдруг заявил о своём нежелании подписывать это "соглашение". Казалось бы, почему?
Хамид Карзай не был бы афганским президентом, не будь мастером политической интриги. Своё твёрдое намерение не подписывать с США соглашение по безопасности он обосновал просто: пока не будет начат процесс мирного урегулирования с "Талибаном". Ещё убедительней звучит его аргументация: "коль скоро мир в Афганистане должен быть обеспечен США и Пакистаном, они и должны инициировать переговоры с талибами".
Удивительно другое. Принципиально этот момент отражён в Соглашении, как одна из задач дальнейшего присутствия США и НАТО в Афганистане. Теперь же начало переговоров с талибами Карзай ставит в качестве предусловия их присутствия, меняя тем самым соглашения, достигнутые два года тому назад и зафиксированные в Договоре о стратегическом сотрудничестве. Соглашение же – это всего лишь часть Договора, пусть и наиболее важная.
Соглашение по безопасности и созыв по этому поводу консультативной Лойя джирги - всё это было спектаклем, хорошо срежиссированным Хамидом Карзаем, где главным действующим лицом выступил сам президент, а Лойя джирга и парламент страны – всего лишь статистами, а нации была отведена роль восторженных зрителей. По устойчивому мнению афганских экспертов, Хамид Карзай начинает свою политическую игру в канун приближающихся президентских выборов - он постарается "убедить" США в целесообразности победы его кандидата.
"Не подписывая соглашения, он хочет извлечь для себя из сложившейся ситуации определённые выгоды. Одной из них должна стать кампания в поддержку его кандидата на выборах. Он постарается убедить американцев в том, что именно его кандидат должен набрать нужные голоса, и при этом заручиться их поддержкой в отношении него" , - считает известный афганский политик, депутат нижней палаты парламента Исхак Гилани.
В том, что Хамид Карзай попытается привести к власти "своего" кандидата, есть своя логика. Минувший год оказался проигрышным для него, и проиграл он в главном – в вопросе национального примирения, на что делал ставку. А на что еще ставить, когда в твоём "активе" растущая безработица, дышащая на ладан экономика, галопирующее бегство мозгов и рабочей силы из страны и при этом - процветающие коррупция и наркобизнес. И добейся он начала переговоров с талибами – это было бы засчитано ему как достаточно весомый успех за двенадцать лет правления. Но не случилось. И поэтому стремление заручиться лояльным отношением следующего президента вполне понятно.
Другое дело, почему США настаивают на подписании соглашения по безопасности именно с Хамидом Карзаем? Хотя можно не сомневаться: если не подпишет этот президент, тот подпишет следующий. Афганский сценарий - потому, чтобы афганская улица потом не обвинила нового президента в сговоре с США – мол, получил президентство в обмен на подпись. При таком варианте Соглашение теряет в своей легитимности. Есть еще и американский взгляд: Белый дом не исключает второго раунда выборов. Но тогда подписание явно затянется, что недопустимо для США, поскольку необходимо заранее планировать свое присутствие.
Последнюю атаку на президента Хамида Карзая в таком ключе предприняла "Нью Йорк таймс". Газета опубликовала заметку, в которой говорится, что США якобы обеспокоены размещением своих дронов (беспилотников) в случае своего ухода из Афганистана. Дроны задействованы американцами в борьбе с террористами, базирующимися в Пакистане и в граничащих с ним афганских районах. Понятно, что лучшего плацдарма, чем Афганистан, для этого уже не найти. В Кабуле посчитали, что это - очередная уловка Вашингтона, не более, а цель - вынудить Хамида Карзая подписать соглашение. В Кабуле же абсолютно уверены в том, что США из Афганистана не уйдут, даже если соответствующего соглашения не будет подписано вообще.
Борьба за президентское кресло стартовала. У Афганистана за всю его историю впервые появился возможность передачи власти без насилия в отношении действующего правителя - или без его бегства из страны. Так что, у Хамида Карзая есть уникальный шанс войти в национальную историю первым избранным президентом, сумевшим конституционным путём передать власть другому избраннику. Пока этого никому не удавалось.
Западные СМИ уже определили тройку фаворитов в начавшейся президентской гонке: Ашраф Гани Ахмадзай, доктор Абдулла Абдулла и Каюм Карзай (брат Хамида Карзая). Знаково то, что среди них не оказалось заявленного Хамидом Карзаем кандидата от власти - экс-министра иностранных дел Залмая Расула (или - всё тот же спектакль?) Судя по всему, Запад не верит в то, что Хамид Карзай будет поддерживать Залмая Расула, а не своего брата. Да и заявление Каюма Карзая о том, что он "закончит то, чего не успел сделать его брат", уже проясняет многое.
Вопрос, сумеют ли братья Карзай обойти Абдуллу Абдуллу и Ашрафа Гани – это уже интрига! Но главный вопрос – сумеют ли они не пропустить Абдуллу Абдуллу во второй тур выборов? Пока что выигрывает именно он. Свою программу Абдулла Абдулла "адресовал" нынешнему президенту, перечислив те конкретные семь сфер общественной жизни в Афганистане, где сегодня свирепствует "убийственный" кризис, представляющий реальную угрозу суверенитету страны. Он как бы дал понять, что, не проиграй он тогда, в 2009 году, при "сомнительных" обстоятельствах, ситуация сегодня была бы намного лучше.