Речь идет о проблеме Тайваня. Как известно, руководство КНР рассматривает возвращение "мятежного острова" в состав Большого Китая в качестве своего главного приоритета в сфере внешней политики. Причем, в Пекине неоднократно заявляли о своей готовности применить для этого военную силу. Руководство же Тайваня, опираясь на поддержку США, принимает все возможные меры, чтобы не допустить этого. Результатом такого противостояния стало наращивание обеими сторонами своего военного потенциала, что вылилось в настоящую гонку вооружений по обе стороны Тайваньского пролива.
Согласно недавно опубликованным данным Стокгольмского международного института изучения проблем мира (SIPRI), только за период с 1992 по 2001 гг. КНР и Тайвань закупили за рубежом вооружения и военной техники соответственно на ,8 и 15,5 млрд. долларов (в ценах 1990 г.). Кроме того, Большой Китай и Тайвань производят и свое собственное оружие. Однако в получении новейших образцов вооружения они пока вынуждены полагаться на внешние источники. И если для Тайваня главным из них, а с середины 1990-х годов практически единственным, являются США, то для КНР таким источником стала Россия.
Причем КНР с некоторых пор начинает уверенно опережать Тайвань в темпах модернизации своих вооруженных сил. Как полагают некоторые эксперты, при сохранении нынешней тенденции речь может вскоре пойти о решающем военно-технологическом превосходстве Пекина над Тайбэем. И едва ли не главная заслуга в этом принадлежит поставкам новейших систем вооружения из России. По данным того же SIPRI, на долю России приходится 90 процентов (9,7 млрд. долларов в ценах 1990 г.) закупленного Китаем в 1992-2001 гг. за рубежом оружия. Остальные процентов делят между собой Украина, Израиль, Франция, Италия, США и Великобритания.
Такая ситуация имеет очень простое объяснение: военные связи КНР и России крайне выгодны обеим странам. Китай получает по сходной цене современное вооружение, в котором ему отказывают страны Запада, а Россия – необходимые финансовые средства для сохранения и развития своего не избалованного пока отечественными заказами ВПК и проведения дальнейших военных НИОКР. Не является большим секретом, что без китайских и в меньшей степени индийских заказов многие военные заводы и верфи в России просто бы не выжили.
В ходе визита президента России В.Путина в КНР в декабре 2002 г. вопросы военно-технического сотрудничества стояли на одном из первых мест на переговорах с руководством Китая. По данным западных источников, в ходе визита президента РФ в Пекин китайская сторона выразила заинтересованность в дальнейшем расширении поставок российского вооружения. В числе прочего речь шла о возможности закупки в России атомных подводных лодок, надводных боевых кораблей и передаче военных технологий.
В КНР не оглашают полных данных о количестве и составе уже закупленных в России вооружений. Известно лишь о некоторых крупных контрактах. Так, Китай заплатил 5,8 млрд. долларов за несколько сотен истребителей Су-27 и Су-30, а также за лицензию на их производство в КНР. В сумму 1 млрд. долларов оценивается закупка двух ракетных эсминцев типа "Современный", еще 1,5 млрд. Пекин израсходовал на приобретения систем ПВО и 800 млн. долларов – на постройку на российских верфях 4 дизельных подводных лодок типа "Кило" (по классификации НАТО) для ВМФ КНР.
В 2002 г. Китай заказал в России еще 2 эсминца (1,4 млдрд. долларов) и 8 дизельных подлодок (1,5 млрд. долларов). Ведутся переговоры о закупке еще 40 истребителей Су-30 на сумму в 1,8 млрд. долларов. Устойчивое развитие китайской экономики позволяет выделять на закупки оружия весьма крупные суммы. По американским разведывательным оценкам, реальные военные расходы КНР достигают в настоящее время 65 млрд. долларов в год и уступают в мире только США. Конечно до американских 350 млрд. долларов в год Пекину еще далеко, но уже к 2020 году военные расходы Китая могут вырасти в 3-4 раза.
В свою очередь, военный бюджет Тайваня в 2002 г. достиг рекордно низкого уровня в 8 млрд. долларов. Как уже упоминалось выше, с середины 1990-х годов Тайбэй практически лишился всех альтернативных США поставщиков вооружения, которые не смогли устоять перед дипломатическим давлением и угрозами экономических санкций со стороны КНР. С тайваньского рынка вооружений ушли Франция, Канада, Нидерланды и Израиль. В итоге у Тайваня нет возможности проводить закупки на конкурсной основе и сбивать цены на поставляемое оружие.
Американские же поставщики, не имея конкурентов, стремятся сбагрить на Тайвань устаревшее оружие по бешеным ценам. К тому же Пекину удалось за прошедшие годы создать в конгрессе США своеобразное "прокитайское" лобби, которое старается всячески блокировать поставки на Тайвань новейшего американского вооружения. Например, эмиссарам Тайбэя так и не удалось добиться разрешения на закупку в США самых совершенных в американских ВМС корабельных комплексов ПВО "Иджис". Администрация же Дж.Буша в этих условиях еще требует от Тайваня увеличивать свой военный бюджет для закупок далеко не нового американского оружия.
В ноябре 2002 г. Пентагон объявил о намерении продать Тайваню военные корабли (устаревшие эсминцы типа "Кидд") и другое вооружение на сумму в 875 млн. долларов. Ведутся также и переговоры о подписании контракта стоимостью 6 млрд. долларов на постройку в США для ВМС Тайваня 8 дизельных подлодок (в ВМС США таких лодок на вооружении нет вообще).
Проигрываемая Тайванем гонка вооружений с КНР ставит его в еще большую зависимость от США. Ибо в случае военного конфликта самостоятельно справится с многочисленной и вооруженной современным оружием Народно-освободительной армией Китая (НОАК) Тайваню будет явно не по силам. В свете этого перед КНР встает перспектива соревнования в сфере военных потенциалов уже с самими США и в Пекине явно рассчитывают на то, что российская "оборонка" не останется от него в стороне.