По заявлению представителей правительства, объем гособоронзаказа в текущем году на 33,4 % превышает объем прошлого года, причем 9,8 млрд. рублей из не подлежащей огласке всей суммы заказа приходится на Минобороны РФ. Чуть позже, "Независимое военное обозрение", со ссылкой на официально рассекреченные данные, уточнило, что по линии МО РФ из упомянутой выше суммы 55,2 млрд. рублей планируется выделить на закупку вооружения и военной техники (ВВТ), 45,5 млрд. рубле – на финансирование НИОКР и 9,1 млрд. – на ремонт и восстановление ВВТ. В свою очередь, МВД на закупку ВВТ получит 885,5 млн. рублей, на НИОКР – 98,9 млн. руб. Аналогичные расходы ФПС составят 2,2 млрд. рублей и 87,3 млн. рублей.
С одной стороны, налицо как бы явный прогресс. Рост объема гособоронзаказа на более чем 30 процентов это довольно весомая цифра. Только ВС России выделяется сумма, эквивалентная более чем 3 млрд. долларов. Причем, примерно половина всех средств идет на финансирование более чем трех тысяч научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также закупку и испытания примерно 200 единиц военной техники. В 2002 г., как известно, на средства гособоронзаказа для ВС России было закуплено всего 6 комплексов межконтинентальных баллистических ракет "Тополь-М", 1 атомная ракетная и 1 дизельная подводная лодка, самолетов морской авиации и 11 тысяч бронежилетов. Отрадно, что отечественная военная наука наконец-то получила более-менее ощутимые средства из госбюджета для создания определенного задела на будущее. Сейчас, как известно, оборонные НИИ и предприятия ВПК в финансировании новых разработок вынуждены полагаться в основном на доходы от экспорта своей продукции и технологий в Китай, Индию и др. страны.
В 2003 г. впервые всем госзаказчикам также "категорически предписано" проводить единые торги по приобретению продукции тылового обеспечения для ВС РФ. Что, по мнению правительства, позволит централизовать проведение закупок и сэкономит бюджетные средства. Причем, организатором торгов будет выступать Минобороны, а на местах – "те силовые структуры, чья потребность в данном регионе выше". Контроль же за проведением торгов возложен на Министерство экономического развития и торговли РФ.
С другой стороны, при более внимательном рассмотрении гособоронзаказ-2003 г. вызывает немало вопросов. Вопреки обещаниям правительственных аналитиков, новый заказ так и не превысил одной трети всех расходов на оборону. В структуре же самого заказа не просматривается четкого определения приоритетов с учетом нынешних угроз безопасности стран, реальных потребностей и задач, стоящих перед вооруженными силами. К тому же получается, что действительно новых образцов вооружения, во множестве разработанных отечественными конструкторами и давно уже продаваемых за рубеж, по сути, закуплено не будет. По данным из военных источников, для ВС РФ в 2003 г. будут закуплены 30 БТР, семь 152-мм. самоходных артиллерийских установок, 1 истребитель-перехватчик Су-27М, несколько грузо-пассажирских авиалайнеров Ту-214, автомобильная и некоторая другая техника.
И это в условиях, когда для нужд войсковой группировки, ведущей реальные боевые действия в Чечне, приходиться собирать вертолеты Ми-24 и Ми-8 (давно уже устаревшие) со всех военных округов и ремонтных заводов страны. Зато вертолетный завод, контролируемый фирмой "Росвертол" в Ростове, успешно производит вертолеты на экспорт. В частности, недавно "Росвертол" поставила 12 боевых вертолетов Ми-35П (модернизированный вариант знаменитого "Крокодила" Ми-24) для национальной гвардии Кипра. В соответствии же с концепцией, разработанной в Минобороны, технику нового поколения фактически не планируется закупать до 2006-20 годов. Но войска воюют и несут потери в Чечне сейчас. Сколько же им еще воевать на изношенной и латанной-перелатанной матчасти? Отдельные же образцы экспериментальных новинок, "обкатываемые" в Чечне, погоды явно не делают.
Не совсем понятно также, почему в гособоронзаказ на 2003 г. включены средства на финансирование капитального строительства и обеспечения военнослужащих жильем. Конечно, очень хорошо, что планируется закупить более 11 тысяч квартир для военных. Но, ведь финансирование строительства жилья должно идти отдельной строкой в военном бюджете. Впрочем, как уже писалось в отечественных СМИ, с распределением и расходом финансовых средств в оборонном ведомстве далеко не все в порядке. Так, военные финансисты во главе с Л.Куделиной умудрились за 2002 г. "сэкономить" и вернуть в Минфин 25 млрд. рублей. Не нашли вот куда их потратить в вооруженных силах, где десятки тысяч офицеров не имеют жилья, вертолетный и самолетный парк изношен до предела, не хватает ГСМ для нужд боевой подготовки, задерживают выплаты "боевых" в Чечне и т.д.
Остается не совсем ясным в гособоронзаказе-2003 и вопрос о погашении долга ВС перед "оборонкой" за прошлые годы. Минобороны хотя и признает сам факт долга перед тружениками отечественного ВПК, но уменьшает его размер в два раза и фактически пытается переложить его на плечи всего правительства. Однако, по оценкам отдельных экспертов, не менее 12 млрд. рублей из вышеупомянутых 9,8 млрд. военного гособоронзаказа вполне могут уйти на погашение долга "оборонке".
Таким образом, оптимизм правительственных чиновников и некоторых журналистов по поводу увеличения гособоронзаказа при внимательном изучении предстает не слишком оправданным. Реальная картина положения в ВС России показывает, что пока, несмотря на довольно ощутимые с учетом экономического положения страны расходы на оборону, до перелома ситуации в позитивную сторону еще далеко.
Возможно дело не только в неправильном и нерачительном расходовании выделяемых средств, но и в самих подходах к вопросам оснащения и вооружения силовых структур, а также взаимоотношениям с предприятиями ВПК. Не стоит, конечно, ставить перед страной нереальные задачи: ведь российский военный бюджет ныне в 33 раза меньше военных расходов США. Но правительство должно абсолютно конкретно (а не абстрактно и туманно, как сейчас) определить перечень угроз безопасности России, четко обозначить ее вероятных противников, задачи ВС и других силовых структур, характер их применения и т.д.
А уже, исходя их этого, обоснованно формировать структуру и объем гособоронзаказа, ставить задачи перед учеными и конструкторами, размещать заказы на предприятиях ВПК. В противном случае, ВС России будут еще неопределенно долго оставаться в нынешней далеко не блестящей форме, а уникальные разработки российской "оборонки" пополнять арсеналы других стран.