Во-вторых, рядом известных в России специалистов по Украине, назначение премьером Украины В.Януковича воспринято как очевидный "пророссийский" шаг. Помимо уверенности в том, что Янукович построит столбовую дорогу российскому капиталу в Украину, говорится даже о некой "русскости Януковича на генетическом уровне".
В-третьих, с подачи И.Хакамады и Б.Немцова идет "раскрутка" в России вполне реального кандидата на президентский пост на Украине В.Ющенко, известного своей близостью к националистическим русофобским кругам, а также тесными связями с американскими спецслужбами.
Действительно, Кучма находится в весьма сложном положении. Снова набирают силу акции оппозиции "Восстань, Украина!". Очередное "восстание" против Кучмы пройдет 9 марта 2003 года. Хотя оппозиция первый раунд и проиграла, но в результате ее деятельности наблюдается рост антипрезидентских настроений. Данные социологических опросов свидетельствуют: почти 88 % респондентов считают, что Кучма должен уйти в отставку, 84 % не поддерживают его действий и лишь 2,3 % выражают ему поддержку. Симптоматично, что рост возмущения социальным положением (уровень бедности приблизился к 80 %) начинает затрагивать нижнее звено управленцев, госслужащих и мелких предпринимателей.
Казалось бы, в этих условиях Кучме следовало сделать решительные шаги, способные переломить ситуацию. Например, использовать популярные среди большинства населения идеи повышения статуса русского языка, вступления в ЕАС и присоединения к Союзному государству Россия-Белоруссия. Однако ничего подобного президент не предпринимает. Он ограничился представлением в парламент законопроекта о ратификации Европейской хартии о языках национальных меньшинств. При этом эксперты отмечают, что он представлен в таком виде, что лишь усугубит дискриминацию русскоязычных.
Происходящее наталкивает на мысль, что Кучма еще лелеет надежды вновь договориться с Западом, по крайней мере – с европейцами. Не исключено, что обанкротившийся в глазах Запада политик строит свои расчеты на возможном ухудшении отношений между Россией и США, которое может быть вызвано неполным учетом интересов российского нефтебизнеса после войны в Ираке, ростом присутствия американцев в Центральной Азии и т.д. В этом случае Кучма мог бы надеяться на некоторое потепление в своих отношениях с США.
Янукович же является "неопытным провинциалом" лишь на первый взгляд. На самом деле он хорошо известен в финансово-промышленных кругах Европы, не без основания связывающих с ним планы, идущие вразрез с российскими интересами. Премьер тесно связан (вместе с "хозяином" Донбасса Р.Ахметовым) с Первым украинским международным банком (ПУМБ), крупнейшим акционером которого является мощнейший в Европе банковско-страховой конгломерат "Фортис". Именно "Фортис", соперничающий с финансовыми структурами США, явился инициатором введения евро и пионером "освоения" постсоциалистических стран Европы, а также "толкачем" явно преждевременного расширения Евросоюза.
Поэтому приход Януковича означает крен Украины в сторону западноевропейского капитала. Донецкий клан таким образом получает внешнюю охранную грамоту от Евросоюза, а Кучма, рассорившись с американцами, надеется компенсировать это в Западной Европе. При таком раскладе трудно говорить об оживлении отношений между Россией и Украиной, тем более – о тесной координации внешнеполитической линии.
Данная оценка находит и другие подтверждения. Известно, что в молодости Янукович был дважды судим по уголовным делам, а стиль его руководства на посту донецкого губернатора отличался жестким авторитаризмом, нередко выходившим за пределы законности. Не без его ведома в области не выполняются 300 тысяч судебных решений о компенсации государству ущерба в 2,5 млрд. гривен (около 500 млн. долларов). Перенесение с областного уровня на общегосударственный такого опыта приведет к еще большим перекосам в экономике, усугубит и без того средневековый образ Украины в глазах остального мира.
Тем не менее, весьма чувствительные к такого рода явлениям европейцы в этот раз дружно молчат, либо отделываются нейтральными комментариями. Возможная же поддержка со стороны России фигуры Януковича на президентских выборах чревата не только потерей остатков политического влияния в Украине, но и проигрышем экономическим и в конечном итоге геополитическим. Экономическим по той причине, что в Украине возможно резкое усиление экспансии западноевропейского капитала, более конкурентоспособного, чем российский. Геополитическим – в силу того, что с переходом Украины в "обоз ЕС" не только снизится ценность России в глазах Европы, но серьезно уменьшатся шансы на реинтеграцию постсоветского пространства, а, следовательно, и на восстановление роли России как весомого геополитического центра силы.
Еще более пагубной для стратегических интересов России представляется попытка "приручения" В.Ющенко. Как и российские "либералы", он выражает интересы деструктивных сил общества. Эти силы ориентированы не на идеи экономической и личной свободы, с которыми обычно отождествляется либерализм, а на полный отказ от государственного суверенитета в регулировании внешней торговли и денежной политике, свертывание обязательств государства перед обществом.
Но главное даже не в этом. Ющенко выступает за минимизацию отношений с Россией, сведение их к одной лишь поставке энергоносителей. Стратегической целью для него является превращение Украины в вотчину США и ее вступление в НАТО. В этом случае граница между Россией и НАТО пройдет рядом с Курском, Белгородом, Орлом и Ростовом-на-Дону.
В числе долговременных планов Ющенко также и изменение самоидентификации основной массы населения Украины. Он всячески поддерживает самозванного "патриарха"-отщепенца Филарета и настаивает на создании т.н. Единой поместной церкви, которая бы в духовно-методическом отношении подчинялась Ватикану и противостояла Московскому патриархату. В Верховном Совете Украины нынешнего созыва уже собраны 232 подписи под требованием к правительству по реализации этого замысла.
Сам Ющенко остается также принципиальным противником придания русскому языку статуса государственного или официального. Даже пытаясь заручиться поддержкой России на предстоящих президентских выборах, он категорически заявляет: "Наша Конституция определяет, что государственный язык – украинский. На этом – точка".
Следует также учесть, что в местной экономической и политической элите, происходит процесс формирования особого состояния украинской "стадности", ведущей к изоляции от России. Резко ограничивается доступ к электронным и печатным СМИ РФ. Местные радио и телевидение занимаются откровенной клеветой и ложью во всем, что касается отношений с Россией. Множится количество авторских программ псевдокультурологического толка, которые ведут отъявленные русофобы – выходцы из Галичины. Насаждается культ Мазепы и других изменников и вероотступников. Происходящее настолько масштабно, что порой захватывает в свою орбиту даже представителей российского капитала в Украине. Например, один из крупнейших украинских олигархов с российским гражданством К.Григоришин на 50 % профинансировал избирательную кампанию блока В.Ющенко "Наша Украина".
Поэтому, Москве следовало бы внимательнее отнестись к реальным настроениям украинской политической элиты, пронизывающим сейчас сферу СМИ и информационного пространства. Под убаюкивающие обещания дружбы и добрососедства Украина с каждым годом все дальше уводится от русского культурного пространства. На фоне "восстановления транспортных коридоров" с Россией "пророссийским" Кучмой и "русским на генетическом уровне" Януковичем, ликвидируется трансляция по кабельным сетям последнего российского телеканала ОРТ-международный, предназначенного для соотечественников далекого Израиля.
Кроме того, строя планы на будущее и подбирая для этого соответствующих партнеров на Украине, руководству РФ было бы целесообразно исходить из реальных настроений основной массы украинского населения, тяготеющей пока к России. "Пока" потому, что целенаправленная работа всех СМИ Украины в антироссийском ключе только за последние 2-3 года увеличила число сторонников присутствия НАТО в Украине с 22 до 37 %.
Согласно же данным социологического опроса, проведенного сразу после выборов 31 марта 2002 г., 30 % избирателей блока "Наша Украина" были уверены, что их избранники будут отстаивать присоединение Украины к союзу России и Белоруссии; 64 % хотели бы видеть Украину и Россию независимыми, но дружественными державами – с открытыми границами, без виз и таможен; а
% хотели бы объединения двух стран в единое государство. Сторонников размежевания с Россией среди электората "Нашей Украины" оказалось только 21 %. Почти 40 % избирателей Блока Ющенко – сторонники официального статуса русского языка в тех местах, где этого пожелает большинство населения, а 15 % считают, что его стоит сделать вторым государственным.
Между тем, американское и западноевропейское воздействие на Украину принимает все больший размах, в него вовлекается десятки тысяч работников созданных на Украине западных структур. В то время как во всей Россию по-прежнему есть лишь десяток специалистов, занимающихся комплексом отношений с Украиной. С помощью огромных финансовых, организационных и интеллектуальных усилий Запада практически завершается переход власти от "пророссийского" Кучмы к "тихому американцу" Ющенко.
Учет перечисленных факторов требует своевременной мобилизации всех здоровых сил Украины в канун очередных президентских выборов (имеющих, кстати, шансы оказаться досрочными). Надежды на то, что существующая украинская власть будет этим заниматься, абсолютно беспочвенны.