Марина Харькова, журналист, Донецк
Государственный комитет обороны ДНР признал неправомерной деятельность Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на всей территории Донецкой народной республики. Присутствие наблюдателей ОБСЕ признано нежелательным, сотрудники миссии обязаны покинуть территорию республики не позднее 30 апреля. Они должны забрать имущество организации и закрыть все финансовые обязательства на территории ДНР. Дальнейшая деятельность ОБСЕ в ДНР больше не соответствует уставным документам организации и не имеет правовых оснований, сообщила министр иностранных дел ДНР Наталья Никонорова.
Изгнанием и обнулением полномочий закончилась работа европейских наблюдателей в Донбассе после их восьмилетнего бессмысленного пребывания в зоне боевых действий. К такому финалу «миссионеры» шли последовательно: покрывали военные преступления Украины и обстрелы гражданского населения украинскими боевиками, замалчивали происходящее, а под конец – превратились в пособников украинских вояк и корректировщиков артогня. Предыстория пребывания европейских наблюдателей в Донбассе и их так называемая деятельность постоянно была наполнена скандалами, интригами и расследованиями. И надо вспомнить этот их бесславный путь.
Специальная мониторинговая миссия была направлена на Украину в марте 2014 года в целях «снижения напряженности». Отправку поддержали все 57 государств ОБСЕ. Мандат миссии предполагал мониторинг ситуации в плане безопасности, соблюдения прав человека и основных свобод. На деле наблюдатели никак не реагировали на беспрецедентные издевательства украинским режимом над русскими и русскоязычными гражданам Украины и масштабным истреблением жителей донецких республик. Размытые формулировки или сфальсифицированные отчеты наблюдатели передавали начальству и таким образом формировали ложную картину событий. Наблюдатели не были ни объективными, ни беспристрастными. Это признавалось и на экспертном уровне, в частности, отчёты ОБСЕ за 2020 год назывались образцом предвзятости, где не указывался виновник обстрелов, и не отмечалось, что снаряды летят с украинской территории, постоянно убивая граждан ЛДНР. При этом миссия обладала всеми техническими средствами, включая современные беспилотники и камеры с высоким разрешением, вела видеосъемку в режиме онлайн и имела доступ к любой точке фронта.
Миссия состояла из 1300 человек, включая наблюдателей, руководство и административно-технический персонал из США, Великобритании, Польши, Румынии, балканских стран. Среди них были специалисты в области межэтнических отношений, разбирающихся в славянской психологии, имевшие опыт пребывания в других горячих точках. Несколько сотен человек являлись гражданами Украины, в том числе, внештатных сотрудников СБУ. По сути, миссия давала возможность представителям НАТО и ЕС, сотрудникам разных ведомств западных стран под прикрытием попадать в любые места и решать любые задачи – политические, экономические, разведывательные.
ОБСЕ мало обращала внимание на разрушения гражданской инфраструктуры в Луганской и Донецкой народных республиках, которую целенаправленно уничтожали украинские боевики. Поэтому люди к наблюдателям относились презрительно, называя их слепоглухонемыми. Их призывали отказаться от формализма, просили говорить правду, протестовали против их равнодушия, требовали прекратить отсиживаться в элитных ресторанах и спортклубах и начать объективно оценивать происходящее. Люди выходили в пикеты, держали в руках фотографии жертв украинской агрессии и плакаты с надписями: «Откройте миру правду! Украина - преступник!», «Прекратите войну!», раскладывали осколки крупнокалиберных снарядов, которые собрали в руинах своих домов и квартир, держали в руках фотографии погибших по вине ВСУ. Но все было бесполезно. Европейцы оставались глухи и слепы к страданиям людей, регулярно влипая в грязные истории.
То действующего сотрудника ОБСЕ правоохранители ЛНР уличили в контрабанде на крупную сумму, то обвинения в нелегальном ввозе из ЕС транзитом через Украину 16 легковых автомобилей для продажив Луганске с уклонением от налогообложения получили другие сотрудники миссии. Пользуясь иммунитетом от уголовного преследования, они нанесли ЛНР ущерб на сумму более 500 000 российских рублей. В 2020 году два наблюдателя ОБСЕ в Луганске избили у ресторана жителя Луганска, вступившегося за девушек, к которым приставали европейцы. При этом руководство ОБСЕ приказало не разглашать инцидент, чтобы не портить репутацию организации. Сотрудники ОБСЕ попадали в ДТП и уходили от ответственности, прикрываясь своим статусом. Один из наблюдателей ОБСЕ Пат Эванс, работавший на Донбассе под прикрытием, оказался кадровым американским разведчиком. Один из них встречался с Эвансом на съемной квартире в Донецке и надеялся на помощь с эмиграцией за границу, но был брошен американцем и разразился скандальными откровениями.
Последнее каплей стали доказательства шпионской деятельности наблюдателей на территории ДНР. Оказалось, что ОБСЕ передавали украинцам данные о расположении сил ДНР для корректировки огня. Такой вывод был сделан, когда на территории посёлка Бердянское и ещё нескольких населённых пунктов, ранее подконтрольных Киеву, были найдены устройства, указывающие на связь ОБСЕ с украинскими военными. Анализ данных с ноутбука, карты памяти и видеофайлов установил участие ОБСЕ в «создании условий для передачи данных объективного контроля с технических устройств, размещённых на линии боевого соприкосновения, для корректировки артиллерийского огня ВСУ до начала специальной операции ВС РФ». Об этом рассказал спикер НМ ДНР Эдуард Басурин. По его словам, представители миссии ОБСЕ передавали вооруженным силам Украины координаты военных объектов Народной милиции: «К нам попали документы, где указаны координаты, как они называли, военных целей на территории нашей республики. Почти половина этих координат была передана ВСУ представителями миссии ОБСЕ. Была однозначно установлена причастность миссии ОБСЕ к передаче украинским боевикам и их командованию данных о местоположении сил и объектов Народной милиции ДНР. В частности, на базе автомобильного прицепа обнаружено устройство с видеокамерой высокого разрешения, предназначенной для видеофиксации нарушения режима прекращения огня на линии боевого соприкосновения сотрудниками мониторинговой миссии ОБСЕ. На ее карте памяти также были обнаружены файлы, указывающие на корректировку оператором ударов по селам Безыменное и Саханка».
Также известно, что в разгар шпионского скандала 8 апреля в ДНР задержали и местного жителя, работавшего в ОБСЕ. Он совершал противоправные действия в ДНР, несовместимые с мандатом миссии, о чем заявили в МВД ДНР: «У правоохранительных органов республики есть вопросы к ОБСЕ, поскольку один из сотрудников был задержан, в его отношении проводятся следственные действия».
В том, что часть сотрудников ОБСЕ восемь лет занимались в донецких республиках шпионажем и действовали в интересах Украины, подозрения существовали давно. Жители сел, куда приезжали такие «наблюдатели», кричали им - уезжайте отсюда немедленно. Так как люди все чаще стали замечать, что едва наблюдатели уезжали, как сразу же после их отбытия начинался обстрел украинскими вояками с новыми жертвами и разрушениями. «Мы не знаем, почему так много машин ОБСЕ двигалось то в сторону Донбасса, то в сторону территории контролируемых Украиной. Кого перевозила ОБСЕ, что перевозила ОБСЕ, какие грузы. ОБСЕ использовалась для провокационных действий на территории Донбасса на протяжении всей истории этого конфликта», не без оснований считает политолог Иван Мезюхо.
ОБСЕ непосредственно сотрудничали и с СБУ. Об этом свидетельствует луганчанин Руслан, который рассказал, что в плен к нацистам он попал после того, как обратился к ОБСЕ с просьбой помочь пересечь границу с Украиной. Мужчину при пересечении границы сразу же арестовали сотрудники СБУ.
Непорядочность и пренебрежение проявлялись сотрудниками миссии даже в мелочах. Например, администратор гостиницы «Славянская» в Луганске, где проживали представители Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ рассказал, что при выезде они не оплатили своё проживание за два месяца. Всего в отеле размещались 34 европейских наблюдателей. При этом за всё время они не оплачивали еду и проживание: «Мы в последние дни начали подозревать, что с оплатой могут начаться проблемы, но мы их не выгоняли», сказал сотрудник гостиницы. А теперь из-за неоплаченных счетов ОБСЕ у отеля возникли трудности с оплатой коммунальных долгов, за свет, газ и тепло.
Еще 24 февраля генсек ОБСЕ Хельга Шмид сообщила о решении эвакуировать из Украины сотрудников всех международных миссий ОБСЕ. 31 марта состоялось заседание совета ОБСЕ, где страны-участницы не достигли консенсуса по поводу дальнейшей судьбы СММ ОБСЕ. Тем не менее, часть наблюдателей выезжать не спешили. Продолжение своего пребывания на территории ДНР сотрудники миссии объяснили невнятными аргументами про «административный статус полевой операции ОБСЕ». При этом никакого такого статуса документами организации не предусмотрено. Поэтому речь пошла уже о выдворении «миссионеров» с территории донецкой республики.
Это решение объяснил и постоянный представитель России при ОБСЕ Александр Лукашевич. По мнению дипломата, к миссии европейских наблюдателей накопилось множество претензий и российская сторона против того, чтобы организация подключалась к урегулированию. Избирательный подход наблюдателей при мониторинге полностью подорвал доверие. «Западные партнеры Киева не стремятся содействовать реальному прекращению конфликта, они фактически дают Киеву зеленый свет на совершение военных преступлений, подстрекают к насилию, тренируют украинскую армию и накачивают ее оружием и техникой», считает Александр Лукашевич. Кроме России, есть и страны, у которых деятельность миссии вызывает большой скепсис. Например, это Армения, где поставили под сомнение уместность существования ОБСЕ после того, как организация допустила войну в Нагорном Карабахе, и Венгрия, возмущенная отсутствием реакции ОБСЕ на ущемление прав венгров в Закарпатской области Украины.