Игорь Пшеничников, политолог
По мнению американских политологов, тех, которые пытаются выглядеть объективными, укрепилось убеждение, что во внешней политике избранный президент Дональд Трамп готов вернуть характерные черты своего первого срока в Белом доме. Среди вопросов внешней политики будущей администрации центральное место занимают Россия и конфликт на Украине, ближневосточный кризис, отношения США с Китаем, а также позиция будущего главы Белого дом в отношении НАТО и европейских союзников по блоку.
Украина
Для Москвы, естественно, особый интерес представляет политика Трампа на украинском направлении, особенно в контексте того, что Трамп в ходе предвыборной гонки заявлял, что намерен прекратить конфликты в разных уголках планеты и не допустить третьей мировой войны. Не прошло и дня с момента избрания Трампа президентом, как стало известно, что его советники и помощники обсуждают сценарий завершения конфликта между Россией и Украиной. Об этом пишет газета The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на источники, не называя, правда, их имён.
"Обещание Дональда Трампа положить конец войне на Украине ко дню инаугурации теперь ставит его в положение, когда ему приходится выбирать между конкурирующими предложениями советников, объединенных общей целью. Она в том, чтобы наотрез отказаться от подхода президента Байдена к вооружению Киева. Этот подход определяется так: будем вооружать столько, сколько потребуется", - пишет WSJ.
По данным WSJ, план, который может быть предложен Трампом, предполагает, что нынешняя линия фронта будет заморожена и вдоль неё будет установлена демилитаризованная зона. Вопрос обеспечения безопасности этой зоны остаётся открытым. Источник WSJ исключил использование американских войск и то, что США должны будут финансировать такие "миротворческие силы". В окружении Трампа полагают, что этим должны заняться европейцы. Украина должна отказаться от планов вступить в НАТО в течение как минимум 20 лет. И в обмен на согласие Киева принять такое предложение Вашингтон пообещает снабжать его оружием.
Из всего этого следует, что у Трампа на данный момент нет никакого конкретного плана урегулирования конфликта на Украине. И сейчас идет только лишь формирование его относительно конкретных очертаний. Более того, собеседники WSJ указывают, что Трамп сам примет окончательное решение и, вероятно, в последний момент.
Насколько это отвечает целям СВО, особенно если учесть, что в слитых в WSJ "мирных" тезисах команды Трампа прослеживается его политика с позиции силы? В том, что утекло в американскую прессу из окружения избранного президента, трудно обнаружить точки соприкосновения "хотелок" Трампа со стратегическими целями России. Совершенно понятно, что заморозка конфликта на линии боевого соприкосновения невозможна и нереальна для России.
Ясно и то, что "слив" информации в WSJ о дискуссиях по поводу сценария мира на Украине - это зондаж почвы. Это пробный шар, брошенный командой Трампа в сторону России, с целью определить нашу позицию. И она уже есть. "Посмотрим после января", - заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос, повлияет ли на ситуацию на Украине победа Дональда Трампа на президентских выборах.
Кстати, слитое в WSJ, как отмечает сама газета, напоминает то, как избранный вице-президент Джей Ди Вэнс предлагал решить конфликт на Украине. Издание также пишет, что на выработку внешней политики США - и соответственно в украинском вопросе - будут влиять разные персонажи с разным видением международной проблематики. В частности, мол, вероятный министр обороны в новой администрации экс-госсекретарь Майкл Помпео может предлагать план, в котором Россия не предстанет как победитель в войне с Украиной. Между тем, по словам издания, другие советники Трампа, такие как Ричард Гренелл, которого прочат в госсекретари или в советники президента по нацбезопасности, готовы отдать части Украины России ради мирного урегулирования.
Ближний Восток
Война Израиля с ХАМАС в секторе Газа и с Хезболлой в Ливане, эскалация напряженности на Ближнем Востоке будут одними из самых неотложных вопросов внешней политики Трампа. Он заявлял о необходимости завершить войну в Газе. Но как? Трамп сообщил, что он сказал премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху "добиться победы", потому что "убийства должны прекратиться". Двусмысленное заявление.
С другой стороны, Трамп подверг критике призыв администрации Байдена к прекращению огня, назвав его попыткой "связать руки Израиля", и заявил, что прекращение огня лишь даст ХАМАС время перегруппироваться.
Кроме того, Трамп продолжит жесткую политику в отношении Ирана – экзистенциального врага Израиля. И в этой связи есть большая опасность, что Израиль при Нетаньяху попытается вовлечь администрацию Трампа в некие военные авантюры против Ирана, значительно более масштабные, чем сам Израиль предпринимал до сих пор. Расчет делается на то, что Трамп считается чуть ли не самым произраильским президентом США за всё время отношений между двумя странами.
Китай
Что касается политики новой администрации в отношении Китая, то, как отмечает влиятельный журнал Foreign Policy, "в какой-то степени президент Джо Байден просто передаст эстафету обратно Трампу". Дело в том, что действующая администрация унаследовала большую часть жесткого подхода к Китаю из первого срока Трампа. И во время своего второго срока Трамп, скорее всего, продолжит определять Китай как главную угрозу национальной безопасности США.
Как и в свой первый срок, Трамп в первую очередь сосредоточится на торговле. В недавнем интервью The Wall Street Journal Трамп сказал, что "тариф - самое красивое слово в словаре", а его важнейшим приоритетом в отношении Китая является возобновление торговой войны, которую он начал в 2018 году.
Трамп призывает сократить зависимость США от Китая по всем основным товарам. Байден сохранил первоначальные тарифы, введенные в первый срок Трампа, и добавил несколько дополнительных. Теперь же Трамп готов пойти гораздо дальше. С обещанными тарифами в размере не менее 60 процентов на весь импорт из Китая Трамп намерен добиться полного разделения двух крупнейших экономик мира – американской и китайской. Такой шаг ухудшит и без того напряженные двусторонние отношения.
Помимо торговли с Китаем, Тайвань будет главной темой во внешней политике США на китайском треке. Во время своей кампании он неоднократно подвергал сомнению будущий объем американской поддержки Тайваня. Трамп намерен применить к острову тот же подход, который он использовал с союзниками США по НАТО. "Тайвань должен платить нам за оборону", - сказал Трамп в июльском интервью Bloomberg Businessweek.
Подобные заявления заставляют предположить, что Трамп попытается заключить некую сделку с Тайванем в обмен на дальнейшую поддержку со стороны США. Трамп может потребовать от Тайваня увеличить его военные расходы, которые сегодня составляют около 2,6 % его ВВП.
Кроме того, как полагает Foreign Policy, опираясь на мнение тайваньских экспертов, Трамп может настаивать на дальнейших инвестициях Тайваня в экономику США – так, как это сделал тайваньский полупроводниковый гигант TSMC, уже вложивший более 65 миллиардов долларов в новые заводы в штате Аризона.
Хотя Трамп и может вести с Тайванем подобного рода жесткий бизнес, эксперты полагают, что он не откажется от поддержки Тайваня. Уже упомянутый выше советник Трампа Майк Помпео является убежденным сторонником Тайваня и призывал к официальному признанию независимости Тайваня. Сам же Трамп придерживается "политики стратегической двусмысленности", не отвечая конкретно на вопрос, будут ли американские военные защищать Тайвань в случае нападения или блокады острова со стороны Китая.