Под занавес октября в Грузии завершился 9-летний период правления президента Михаила Саакашвили и созданной им партии "Единое национальное движение" (ЕНД). Собственно, все началось годом раньше, когда на парламентских выборах 1 октября ЕНД потерпело сокрушительное поражение. Хитроумная схема, конституционно закрепленная "националами" и позволяющая Саакашвили после президентства продолжить правление Грузией в качестве премьер-министра, после фиаско потеряла всякий смысл.
Девятилетний период власти, вписанный Михаилом Саакашвили в историю Грузии, был крайне противоречивым. Надо вспомнить, что в ноябре 2003 года прошли парламентские выборы, которые правящий режим Шеварднадзе сфальсифицировал. Массовые выступления протеста под предводительством Саакашвили и Единого национального движения закончились захватом парламента и отставкой Шеварднадзе. А в первых числах января 2004 года на досрочных президентских выборах победил Саакашвили, которого поддержали 90% избирателей.
Он возглавил страну, которая находилась в катастрофическом состоянии. Государственные институты бездействовали, коррупция сковала все уровни власти, под управлением столичных "кукловодов" на местах хозяйничали районные князьки, разгулялся бандитизм. Автономные части страны - Абхазия, Южная Осетия, а де-факто и Аджария, все больше выходили из-под контроля Тбилиси. Эту картину дополняли такие сюжеты, как отсутствие экономики, многолетний энергокризис, безработица, захиревшее сельское хозяйство. Медицина и система образования действовали почти условно, пособия и пенсии были смехотворными, $6-7 при минимальной потребительской корзине в $100. Многие грузины бежали из страны. Словом, президент Саакашвили получил в руки не государство, а некую территорию, отягощенную признаками распада.
Какой оставляет Грузию после девяти лет правления Михаил Саакашвили? Его сторонники продолжают петь осанну экономическому чуду, отлаженному механизму государственных институтов, сведению к минимуму преступности и коррупции. Словом, тому, благодаря чему Грузия стала похожа на привлекательную страну, пусть и не без серьезных проблем.
Противники же уходящего президента указывают на потерю Абхазии и Южной Осетии в результате его близорукой политики. Они говорят о преследовании инакомыслия, о беспрецедентном давлении "националов" на СМИ, превратившихся в пропагандистский рупор, пиарящий реальные и мнимые достижения властей.
Но главное – цена и качество успехов. Позволю такой пример. Тбилиси получил современный аэропорт. Уютный, комфортабельный, удобный. Он отреставрирован турецкой компанией и взят ею в управление. Вроде все замечательно, кроме двух "но". Крыша здания не выдерживает сильного ветра, ее периодически срывает и уносит. В этом году сильных ветров пока не было, и крыша остается на месте. Но с крышей всё-таки как-то можно справиться, а вот второе "но" - посерьезнее. Согласно договору с турецкими партнерами, пока тбилисский аэропорт находится в их управлении, новые грузины могут строить не ближе чем за несколько сот километров от него. Т.е. - нигде, если учитывать, что территория страны не так уж велика. Другой аэропорт, в Батуми, также переданный в управление Турции, и вовсе работает по правилам внутритурецких перевозок.
Или возьмем факт обилия хороших гостиниц, свидетельствующий о развитии туризма. Впечатление они производят, однако большая их часть пустует из-за дороговизны, плохого пиара Грузии как туристической страны. Грузия - морская страна, порты Батуми и Поти перегружены, однако сливки снимают управляющие ими казахская и саудовская компании. Большинство городов вечерами купается в иллюминации, в то время как жители следят за каждой лампочкой в своих домах – электричество очень дорогое. Масса увеселительных заведений, но для 80% населения они не по карману.
Надо признать существующий в стране вполне приличный уровень здравоохранения. Между тем сложная страховая система и общая ее дороговизна так и не сделали больницы и клиники общедоступными (правда, правительству Бидзины Иванишвили в этом плане за год удалось добиться некоторых успехов). Созданы справедливые и прозрачные условия для поступления в вузы, но при этом запредельная стоимость обучения в большинстве из них автоматически закрывает путь к высшему образованию необеспеченных молодых людей.
Саакашвили удалось задавить преступность, но при этом, как говорится, "полстраны" оказалась за решеткой. Крохотная Грузия занимала (до недавней амнистии новых властей) третье место в мире - после США и России - по количеству заключенных. За гранью понимания остается тот факт, что полиция без суда и следствия отстреляла около 100 человек только по причине некой подозрительности. В стране стали нормой вещей тотальная слежка и прослушка, при этом агентурная сеть МВД накрыла даже населенные пункты, не нанесенные на карты ввиду своей незначительности.
Магазины ломятся от изобилия (опустим цены), однако в них не найти местных, экологически чистых товаров грузинского сельского хозяйства, которое, по причине законодательной незащищенности, не выдерживает конкуренции с дешевым турецким индустриальным барахлом. Вроде бы повсюду в стране кипят стройки, однако сохраняется высокая безработица, поскольку эксплуатируется дешевая рабочая сила - из Турции, а теперь уже все заметнее и выходцы из Китая.
Помимо "националов" и их сторонников, о грузинском экономическом чуде склонны писать некоторые западные издания. Но есть ли чудо? Да, при Саакашвили зафиксирован рост экономики почти в 3 раза, или даже больше. Но, вспомним, что он принял страну фактически с нулевой экономикой, когда запуск, условно говоря, линии по производству макарон неминуемо отражался на показателях. Другой фактор, обеспечивший трехкратный рост грузинской экономики, – сдача в эксплуатацию трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзерум. Хотя, справедливости ради, надо вспомнить, что договоров о доходах с транзита энергоносителей с Баку и Анкарой в свое время добился Шеварднадзе.
Немалую роль сыграли зарубежные поступления: около $3 млрд. (пятая части ВВП) до войны 2008 года и $6 млрд. в несколько приемов от доноров-участников Брюссельской конференции после войны. По сути дела, на эти деньги и протянул режим Саакашвили еще 5 лет после военной катастрофы.
Завершая рассказ о т.н. "экономическом чуде Саакашвили", стоит обратиться к цифрам: более 80% местного рынка составляет импорт, более половины населения, занятого в аграрном секторе, производит только до 7% ВВП, а отрицательное сальдо перевалило отметку в $5 млрд. Вот такое "чудо".
Чего не отнять у Саакашвили и его команды – умения пиарить. Если уж бесславная война в Южной Осетии была объявлена победной (ибо "предотвратила захват Россией всей Грузии"), то чего уж говорить о той браваде, с какой преподносились позитивные политические переговоры или реализация какого-нибудь экономического проекта. Возносилось даже спорное в своей целесообразности строительство скоростной железной дороги от центра Тбилиси до аэропорта, сначала начавшей работать, а затем приостановленной из-за банальных просчетов, допущенных в прокладке полотна.
Политическое наследие Саакашвили - не менее сложное. К утерянным Абхазии и Южной Осетии, разорванным после войны 2008 года отношениям с Россией добавляется снижение доверия к Грузии со стороны Запада. Никуда не делась приглушенная проблема сепаратизма в Джавахети – регионе компактного проживания армян, набирает силу влияние Турции в Аджарии. Плюс полная неопределенность с интеграционным западным вектором – НАТО, ЕС. Грузия все еще очень далека от вступления в эти организации.
Останется ли Саакашвили в грузинской политике? Сам он утверждает, что покидать ее не собирается. Но он может оказаться бессильным против суммы обстоятельств, которые выдавят его из политики или даже страны. Например, прокуратура считает почти решенным вопрос о необходимости допросов Саакашвили по ряду громких дел.
Вернется ли Саакашвили на политический Олимп Грузии? Итоги парламентских выборов 1 октября прошлого года и президентских 27 октября нынешнего не оставляют оптимизма на этот счет. Во всяком случае, в разговорах обывателей оборот "наш Миша" сменился на "наш Бидзо" - симпатии толпы перешли к главному оппоненту Саакашвили – Иванишвили, и это серьезный знак.