0 тысяч рублей в год). Настоятели всех церквей представляли в Департамент личного состава и хозяйственных дел подробные ежегодные отчеты о суммах, назначенных по штату на церковные расходы.
Все русские православные церкви за рубежом (за исключением Америки и Японии, где существовали самостоятельные епархии) находились в ведении митрополита Петербургского. Процесс назначения священно- и церковнослужителей происходил по-разному: в приходских церквах они назначались непосредственно митрополитом, в посольских, являвшихся собственностью русского государства, – по рекомендации МИДа, в частных – по ходатайству их владельцев.
Точная дата освящения русских православных храмов за рубежом не всегда известна. Так, домовая церковь в Лондоне существовала, видимо, уже в 1721 году. Размещаясь на протяжении полутора веков в разных частных домах, она обрела каменное здание и была освящена во имя Успения Божией Матери только 14 февраля 1886 года.
Церковь в Берлине появилась в 1837 г. как домовая при Императорском российском посольстве во имя Св.Владимира. Однако в качестве походной она существовала еще с 1718 г. при российских посланниках, приезжавших в Берлин для выполнения государевых поручений.
В 1760 г. была устроена домовая церковь в Мадриде при российском посланнике в Испании Н.Репнине, но в 1882 г. она была упразднена в связи с сокращением государственных расходов. В Вене к концу XVIII в. насчитывалось несколько православных церквей – греческих и сербских. Собственно же русская, домовая, появилась в 1762 г., и только в 1893 г. в саду российского посольства была воздвигнута каменная церковь во имя св. Николая Чудотворца.
Посольская церковь в Риме во имя св. апостолов Петра и Павла, переименованная позднее во имя Святителя Николая Мирликийского, была учреждена в 1823 году. С 1856 по 1908 гг. помещение для нее снималось. В 19
г. Комитет по сооружению православного храма в Риме на собранные пожертвования приобрел участок земли на набережной Тибра и тогда же получил разрешение Синода на сбор пожертвований по всей России для возведения православного храма. Однако начавшееся в 1914 г. строительство было прекращено в связи с последующими революционными событиями.
Необычно складывалась судьба русской православной церкви в Париже. В сентябре 1738 г. туда прибыл князь Антиох Дмитриевич Кантемир (выходец из Молдавии), который в октябре 1740 г. обратился к Коллегию иностранных дел с просьбой выслать к нему походную церковь и назначить священника в школьном учении, "достаточного, в житии трезвенного, и в состоянии благоискусного, и в обхождениях яко в иностранном государстве непостыдного; да двух причетников из московских латинских школ – молодых людей, в чтении и в пении, и в голосах достаточных, которые бы там будучи, не токмо при церкви должность свою отправляли, но без всяких леностных прогулок учились бы латинского и французского языков и со временем годились бы к службе Ея Императорскаго Величества".
Однако в силу различных межведомственных нестыковок между Синодом и Коллегией иностранных дел прибывшим лишь через два года в Париж священнослужителям не была определена зарплата, и Кантемир какое-то время содержал их на собственные средства. Более того, когда через несколько месяцев он смертельно заболел, выяснилось, что посланный Синодом священник не имел от него антиминса и поэтому не мог отслужить литургию при умиравшем князе. Только в июле 1757 г. Синод принял, наконец, решение учредить достойную России православную церковь в Париже, но и тут случилась неприятность: отправленный из Петербурга по морю причет с церковью во имя св. апостолов Петра и Павла в середине пути от Голландии до французского города Руана подвергся нападению английских корсаров. У священника началось нервное расстройство, и он вскоре был отправлен на родину. Нынешняя же Свято-Троицкая Александро-Невская церковь в Париже построена в 1859 г. и освящена 30 августа (11 сентября) 1861 года.
Важную роль играли российские православные храмы на Востоке – в Персии, Китае, Японии. Так, в 1875 г. при российской миссии в Тегеране была учреждена походная церковь, содержавшая все самое необходимое для богослужения и расположенная в городе рядом с приемной залой посланника. В последующем она превратилась в постоянную приходскую церковь, которая была освящена 8 октября 1895 г. во имя св. Николая Чудотворца. В том же году в Персии были построены еще две церкви – каменная в селе Зергендэ под Тегераном, освященная во имя Благоверного князя Александра Невского в 1896 г., и при русском кладбище в селе Дулаб, также под Тегераном.
Особым вниманием Синода и МИД России пользовались православные духовные миссии в Пекине (1715 г.), Иерусалиме (1847 г.), Урмии (Персия, 1898 г.), Японии (1871 г.) и Сеуле (Корея, 1897 г.).
Духовная миссия в Пекине не только представляла Русскую православную церковь, но и на протяжении 150 лет (с 1715 по 1864 гг.) выступала в качестве неофициального дипломатического представительства России в Китае. Китайское правительство не препятствовало деятельности православной миссии и даже оказывало ей определенную помощь: благодаря его официальной поддержке в 1728-1730 гг. на территории русского посольского двора была построена Сретенская церковь.
Основными задачами русской духовной миссии, наряду с распространением православия, были изучение государственного устройства Китая, его экономического положения, а также подготовка специалистов, владеющих китайским языком, для российских учреждений. Благодаря миссионерам в России узнали секреты приготовления туши, румян, белил, растительных эссенций, многих лекарственных препаратов, их труды заложили основу российского китаеведения.
Волна антимиссионерских выступлений, прокатившаяся по Китаю в последней трети XIX в., не коснулась российской духовной миссии. К ней китайцы традиционно сохраняли доброжелательное отношение. И лишь Ихэтуаньское восстание (боксерское восстание) не обошло ее стороной. Когда в начале июня 1900 г. отряды повстанцев приблизились к Пекину, китайские власти взяли на себя охрану Посольского квартала (Бэйгуаня), выделив для этого с десяток вооруженных копьями стражников. Тем не менее,
июня, спустя два дня после взятия столицы отрядами ихэтуаней, были сожжены 8 христианских храмов; поджоги продолжались и в последующее время. Никто из членов миссии не пострадал, но укрывшись за высокими стенами Посольского квартала, они вместе с дипломатическим корпусом и другими иностранцами подверглись 56-дневной осаде. 1 августа 1900 г., на второй день после снятия осады, когда на улицах Пекина еще гремели выстрелы, начальник миссии архимандрит Иннокентий отправился к православному храму, где обнаружил лишь развалины. В пламени погибла уникальная библиотека, сгорел ценнейший архив, хранивший свидетельства почти 200-летней деятельности миссии, была уничтожена новая типография с готовыми к набору книгами.
Побывав на пепелище, о. Иннокентий не вернулся в Посольский квартал, а нашел приют в расположенном поблизости ламаистском монастыре Юнхэгун, одна из кумирен которого была превращена в православную церковь. Китайские монахи отвели ему императорские апартаменты. Сюда же стали стекаться и уцелевшие семьи китайцев-христиан.
По словам очевидцев, в те дни архимандрит Иннокентий спас китайскую святыню Юнхэгун от разграбления, преградив дорогу в монастырь отряду германских войск. Выйдя навстречу непрошеным гостям, архимандрит заявил, что он – глава российской духовной миссии в Китае, временно живет здесь и не позволит кому бы то ни было причинить вред монастырю и его обитателям. Внушительный вид, решительная речь, да и просто присутствие европейца сыграли свою роль. Любители легкой наживы быстро ретировались. Китайские власти высоко оценили этот благородный поступок русского священника и в знак благодарности подарили российской духовной миссии дворец опального гуна (князя) с принадлежавшими ему постройками и весьма обширной территорией. Впоследствии здесь располагались апартаменты начальника миссии. Этот комплекс зданий традиционной китайской постройки сохранился и по сей день на территории посольства России и вошел в обиход под названием красная фанза (красный дом). Синод указом от 22 апреля 1902 г. определил увековечить память православных китайцев, мученически пострадавших за веру во время боксерского восстания, устройством в Пекине храма в честь Всех святых мучеников православной церкви со склепом для погребения в нем костей избиенных православных китайцев, что и было сделано июня 1903 года. Впоследствии над этим захоронением возведена двухэтажная каменная церковь св. Николая.
Вторая по значимости для России духовная миссия на Дальнем Востоке была учреждена в 1870 г. в Токио. Один из ее сотрудников, о. Николай, в своем отчете Синоду так описывал религиозную ситуацию в Японии и деятельность там иностранных миссионеров: "В Иокогаме и Нагасаки живут в настоящее время 7 иезуитов и 5 протестантских пасторов. Все они, как опытные миссионеры, конечно, искуснее и ревностнее меня стараются находить себе будущих прозелитов в проповеди между японцами. Кроме того, в Шанхае и других местах у них воспитывается множество молодых людей, бежавших из Японии. Если бы в России была какая-нибудь миссионерская школа, и я бы мог высылать прекрасных молодых людей для приготовления к миссионерству, поскольку не один уже просил моего пособия бежать в Россию, а я со стесненным сердцем должен всегда отказывать, не зная куда адресовать, и кто позаботился бы удовлетворить молодого человека, жаждущего просвещения. И уже ли всегда так будет, как теперь?"
Как следует из отчета Японской духовной миссии, в ее ведении находились церковь при русском консульстве в г. Хакодате, домовая церковь миссии в Токио и храм во имя Воскресения Христова в самом центре города. В 1894 г. в Японии были окрещены 982 человека, в 1895 г. – 826, в 1896 г. – 937, в 1897 г. – 992, в 1898 г. – 970, в 1899 г. – 989, в 1903 г. – 36 человек. К 1 января 1904 г. в Японии насчитывалось 260 церковных общин, 28 230 православных христиан, 39 духовных лиц.
Всего к концу 1917 г. Россия имела за границей 227 православных храмов: в Западной Европе – 65, в Сирии и Палестине – 40, в Америке – 45, в Корее – 6, в Китае – 30, в Персии – 5, в Урмии – 27, г Японии – 9. Как свидетельствуют документы РГИА и АВПРИ, а также церковные журналы, ежегодники и дореволюционная периодика, русские православные храмы за рубежом сыграли огромную позитивную роль в деле сплочения российской диаспоры, пропаганды национальной культуры.
Значительная часть православных храмов была разрушена в результате двух мировых войн, свою лепту в их уничтожение внесло и советское государство. В последние годы начался процесс их возрождения: 6 мая 1999 г. на территории посольства Российской Федерации в Чехии состоялось освящение первого посольского храма – в честь св. великомученика и Победоносца Георгия. 29 июля 2000 г. при посольстве России в Азербайджане была освящена часовня св. благоверного великого князя Александра Невского. Наконец, совсем недавно,
января 2001 г., министр иностранных дел России И.С. Иванов в присутствии своего итальянского коллеги заложил первый камень в основание храма Русской православной церкви во имя св. великомученицы Екатерины в Риме. Освящение закладки этого камня в Вечном городе совершил представитель Московского патриархата во Франции, Швейцарии и Италии архиепископ Корсунский Иннокентий, который зачитал собравшимся специальное обращение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II: "Как предстоятелю Русской православной церкви мне весьма отрадно сознавать, что усилиями МИД Российской Федерации и сотрудников посольства РФ в Италии проделана большая работа по подготовке строительства этого храма. Русское посольство и русский храм – вот, пожалуй, два места, куда всегда могут прийти наши соотечественники и получить моральную и духовную поддержку".