Маленький железнодорожный состав из пяти вагончиков, курсирующий между станцией Веселая и столицей самопровозглашенной Абхазской республики, вызвал в Тбилиси настоящую бурю негодования и возмущения. Страсти в грузинском парламенте кипели как пузырьки газа в стаканах знаменитой ранее на весь СССР сладкой воды Лагидзе. Россию обвиняли в "вероломстве", "попрании международных норм", "нарушении договоренностей в рамках СНГ" и т.д. Речь шла даже о вынесении этого вопроса на рассмотрение Совета безопасности ООН.
Президент Грузии Э.Шеварднадзе, как известно, заявил об отказе продлить мандат Коллективных миротворческих сил СНГ в Абхазии, представленных российским военным контингентом. Грузинский лидер не жалел громких фраз, обвинив Россию в "аннексии" части территории суверенной Грузии. Помимо пресловутой электрички, в вину российскому руководству ставилась и "массовая выдача" паспортов РФ населению Абхазии.
Далее "эстафету" антироссийской риторики от президента приняли его младшие коллеги. Так, министр транспорта и коммуникаций Грузии Мераб Адеишвили заявил, что Грузия может прекратить транспортное обслуживание российских военных баз на своей территории, если не будет решен вопрос с прекращением пассажирского сообщения Сухуми-Сочи. Затем министр стал угрожать уже полным прекращением транспортного сообщения с Россией. Свои переговоры в Москве с руководством министерства путей сообщения России Адеишвили назвал "безрезультатными". Прокуратура же Грузии тотчас отменила свое решение об экстрадиции в Россию очередного чеченского боевика.
Дальше – больше. На заседание Совета национальной безопасности Грузии был вынесен вопрос о "транспортно-коммуникационной блокаде" России в ответ на возобновление железнодорожного сообщения с Абхазией. А в грузинском Минобороны заявили, что Грузия не исключает и закрытия своего воздушного пространства для пролета транспортных самолетов ВВС России, что может поставить под угрозу нормальное функционирование двух российских военных баз и других военных объектов не только в Грузии, но и в соседней Армении (военная база в Гюмри).
От слов кое-кто в Грузии перешел и к "делу": в Гальском районе Абхазии неизвестные лица обстреляли блокпост российских миротворцев, ранив одного военнослужащего. А представители "грузинских беженцев" не только организовали шумные антироссийские демонстрации и митинги на границе с Абхазией, но и выступили с угрозами проведения терактов на маршруте злополучной электрички. С подобными высказываниями, в частности, выступил Дато Шенгелия, лидер вооруженной группировки "Лесные братья", осуществляющей диверсионно-террористическую деятельность на территории Абхазии.
Чем так помешала электричка руководству Грузии, и почему столь мелкому вопросу был придан подобный размах непонятно. Ведь последние лет ежегодно в "мандариновый сезон" Россия и Грузия договаривались об увеличении транспортного потока из Абхазии, чтобы не создавать пробок на границах. И Тбилиси никогда не возражал против этого. Тем более, что российские власти никакого отношения к новому транспортному проекту не имеют. Железнодорожная линия Сочи-Сухуми является инициативой одной из частных фирм, которая взяла локомотив и пять вагонов в аренду у сочинского железнодорожного депо.
Эта электричка стала настоящим спасением для жителей Абхазии, которые раньше многими часами и даже сутками маялись в пути и длинных очередях, чтобы добраться до пограничного КПП в Адлере. Появление этого небольшого состава на давно заржавевших рельсах Абхазии стала для многих знаком надежды на возвращение к нормальной жизни. А летом электричка наверняка станет весьма популярной и для многочисленных туристов, стремящихся на прекрасные абхазские курорты.
Что ж поделаешь, если так сложилось, что почти вся хозяйственная жизнь населения Абхазии связана не с Грузией, наглухо блокировавшей свою границу с "мятежной территорией", а с Краснодарским краем России? Если слабая и бедная Грузия, сама зависящая от рабочих мест для своих граждан в России, не может предложить абхазам привлекательной альтернативы? Для многих людей в Абхазии, особенно имеющих российское гражданство (а таких, по некоторым оценкам, из примерно 340 тысяч человек населения республики сейчас уже 80 процентов), возможность регулярных поездок в Россию – буквально вопрос жизни и смерти. Гуманно ли в этих условиях лишать людей права на относительно удобное и быстрое передвижение? Представляется, что главное здесь – это обеспечить безопасность пассажиров и состава, а также неукоснительно соблюдать пограничные и таможенные правила.
Но в Грузии некоторые политики не желают вникать в тонкости и нюансы и видят в злосчастной электричке лишний повод поднять волну антироссийской истерии, заработать "очки" в глазах своих покровителей в Вашингтоне и Брюсселе. Российские власти считают неоправданными попытки властей Грузии увязать вопрос движения пассажирских поездов на участке Сочи-Сухуми с угрозами ограничить транспортные связи российских военных баз в Грузии и Армении с Россией, закрыть воздушное пространство для российских военных самолетов, прекратить железнодорожное и прочее сообщение с РФ и т.д.
Не намерена также Россия и выводить свой военный контингент из Абхазии, ибо пока не грузинская сторона единолично решает вопрос о продлении мандата миротворцев. Это прерогатива Совета глав государств СНГ, о чем Э.Шеварднадзе и его коллеги должны бы помнить. Да и сам грузинский лидер, как человек умный, прекрасно понимает, что в настоящее время ни турецкие, ни украинские и прочие солдаты не смогут заменить российских миротворцев в Абхазии. Не случайно, Эдуард Шеварднадзе недавно признал, что "пока не созрела ситуация для вывода российских миротворцев из Абхазии".
Похоже, что и в Тбилиси начинают понимать бесплодность конфронтационных подходов к своим отношениям с Россией. Посетившая в конце января Москву делегация парламента Грузии во главе с его спикером Нино Бурджанадзе, наряду с жесткой критикой России и традиционными обвинениями в ее адрес, все же высказывалась за нормализацию отношений двух стран и поиск компромиссов. Что ж такой подход можно только приветствовать.
Попытки же официального Тбилиси путем односторонних шагов и дипломатическо-пропагандистских скандалов решить вопросы, являющиеся предметом отдельных переговоров России и Грузии по военным проблемам, к конструктивному результату привести не могут. Очевидно, что любые скоропалительные, непродуманные, а тем более, силовые акции только еще больше осложнят ситуацию в регионе, как и грузино-российские отношения в целом.