Между тем, от того в каком направлении будут развиваться внутриполитические процессы в самом Афганистане во многом зависит ситуация в сфере безопасности в стратегически важном регионе Центральной Азии, что небезразлично для многих соседних государств, в т.ч. и России. В конце прошлого года в западной печати сообщили о разработанных в администрации США планах по созданию в ключевых районах Афганистане
укрепленных анклавов, где будут под защитой гарнизонов американских войск размещены специалисты из государственного департамента, Агентства США по международному развитию и представители других американских гражданских министерств и ведомств.
По замыслу авторов проекта, действуя из этих базовых лагерей, специалисты из США в области экономики, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, строительства и т.д. смогут реализовывать различные гуманитарные проекты в рамках американского плана "строительства нации". В декабре 2002 г. американские военные инженеры приступили к созданию первой такой базы в районе города Гардез. В целом в Афганистане сейчас работает 60 офицеров специальной службы ВС США по связям с местной гражданской администрацией и населением, которые координируют 225 малых проектов развития (восстановление школ, мостов, организация водоснабжения и медицинского обслуживания и т.д.). Новый план предусматривает направление в Афганистан еще 200-300 дополнительных офицеров этой службы.
Однако американский проект уже вызвал острую критику со стороны ООН и других международных организаций, считающих, что подобная односторонняя схема действий не обеспечит должной степени безопасности как для местного населения, так и для сотрудников международных гуманитарных структур в Афганистане. Международные эксперты также указывают, что американские "гуманитарные анклавы" в плане безопасности их деятельности будут в огромной степени зависеть от доброй воли и желания сотрудничать с ними местных полевых командиров.
Действительно проблема обеспечения безопасности является сейчас, пожалуй, одной из ключевых в разоренной долгими войнами и раздираемой межэтническими противоречиями стране. Президент Афганистана Х.Карзай, пытающийся сейчас с помощью Запада создать 70-тысячную межэтническую правительственную армию, сталкивается с проблемой сопротивления своим планам разоружения и роспуска многочисленных отрядов и этнических милиций, подчиняющихся местным полевым командирам.
Формально вожди основных этнических группировок, пуштунских племен и прочие афганские "военные лорды" вроде бы согласились в течение 2003 г. сдать все тяжелое вооружение и демобилизовать 150 тысяч вооруженных боевиков, передав оставшиеся боевые формирования в подчинение правительственной армии. Однако на деле этот процесс всячески тормозится и затягивается. Полевые командиры продолжают постоянно враждовать друг с другом, а иногда и объединяются против правительственных сил.
Причиной конфликтов зачастую является стремление местных военных вождей контролировать районы выращивания и производства наркотиков – основного источника финансирования для большинства афганских полевых командиров. Вооруженные стычки в различных районах Афганистана практически не прекращаются. В некоторых случаях американские военные уже вмешивались в боевые столкновения с целью поддержки войск правительства Карзая в их боях с отрядами провинциальных полевых командиров. Особенно напряженная ситуация сохраняется на севере страны, где никак не могут поделить свои сферы влияния лидер афганских узбеков генерал Рашид Дустум и нынешний лидер таджиков Афганистана генерал Моххамед Атта.
В этих условиях руководство ООН и правительство Карзая постоянно ставят на повестку дня вопрос о расширении сферы ответственности размещенных в Афганистане международных сил по поддержанию мира. В настоящее время в их состав входит 4800 военнослужащих из 22 стран мира. Однако европейские страны, напуганные растущими расходами на миротворческую операцию и царящим в афганских провинциях хаосом, не проявляют особой готовности увеличивать свой вклад в обеспечение безопасности в Афганистане и подвергать своих солдат большим рискам, выдвигая их за пределы зоны Кабула.
В декабре 2002 года президент Афганистана Х.Карзай посетил целый ряд европейских стран с целью добиться от Евросоюза оказания более эффективной помощи в послевоенном восстановлении страны. По оценке экспертов ООН, на различные программы по восстановлению Афганистана в 2003 году потребуется 815 млн. долларов по сравнению с 1,6 млрд. в текущем году. В общей сложности мировое сообщество намерено предоставить Афганистану на эти цели 4,5 млрд. долларов в течение ближайших пяти лет. Между тем, афганское руководство считает, что реально потребуется не менее млрд. долларов для возрождения инфраструктуры страны. В настоящее время в Афганистане реализуется только один крупномасштабный международный проект стоимостью 250 млн. долларов по строительству дороги, которая свяжет Кабул с Гератом на западе страны.
Однако расширение мандата международных сил в Афганистане активно поддерживают США, которым необходимо высвободить как можно больше своих сил для войны с Ираком и возможных действий против прочих "стран-изгоев", вроде КНДР, Ирана и других. Еще в ноябре 2002 г. конгресс США утвердил выделение 3,3 млрд. долларов в качестве помощи Афганистану. Причем, более 1 млрд. долларов из этой суммы предназначено на финансирование расширения присутствия международных сил за пределы Кабула. Сможет ли это что-то изменить в динамике нынешней ситуации в Афганистане остается только гадать.
Неспособность западных миротворцев эффективно обеспечить безопасность в Афганистане и навести там порядок негативно сказываются и на интересах России: сохраняется напряженность на афгано-таджикской границе, а поток наркотиков, идущих из Афганистана через Таджикистан и другие республики Средней Азии в Россию и далее в Западную Европу, постоянно растет.
По мнению ряда западных экспертов-востоковедов, очевидный провал планов США и Запада по быстрому восстановлению экономики и социальной сферы Афганистана, а также его "демократизации" является негативным сигналом для всего мусульманского мира и еще больше подрывает там доверие к способности "западной цивилизации" во главе с Америкой решать сложные международные проблемы.