Название "духобор" говорило само за себя. Главным оружием человека в борьбе со злом, насилием, несправедливостью и другими античеловеческими явлениями, по их мнению, является сила человеческого духа, вера в божескую силу и стремление жить по законам Божьим – без войн и убийств. Следуя этим убеждениям, духоборы 29 июня (11 июля) 1895 г. в день святых апостолов Петра и Павла в Грузии в знак протеста против войн и насилия публично сожгли все имевшееся у них оружие.
Правительство сурово расправилось с участниками акции. Усилились репрессии против всех духоборов: их сажали в тюрьмы, истязали, убивали, морили голодом, начались массовые ссылки в Сибирь. Трагическая судьба духоборов начала привлекать все большее внимание российской и мировой общественности. Ими заинтересовался Л.Н. Толстой. Великий русский писатель вел упорную кампанию помощи духоборам. В их пользу он передал гонорар за роман "Воскресение". Вскоре Толстой обратился в британское консульство в Батуми и просил передать в Лондон, что духоборы являются хорошими земледельцами, прилежными тружениками и вполне подходят для целей освоения пустынных земель канадского запада. В мае 1898 г. духоборам было разрешено уехать из страны.
Первая группа духоборов прибыла в Канаду в январе 1899 года. Вскоре последовала вторая группа. В апреле-мае того же года было совершено еще два рейса. В воспоминаниях помощника Л.Н. Толстого Л.А. Сулержицкого, который сопровождал духоборов за океан, сохранилось любопытное свидетельство о том, как восторженно встречали гонимых сектантов жители морского порта Сент-Джон: "Канадцы плотной стеной стояли по обеим сторонам дороги от парохода до вагонов. Появление на трапе первого духобора привело толпу в неистовый восторг. И пока он шел к поезду, ему махали руками, шапками, выкрикивали приветствия. Смутившийся, не ожидавший ничего подобного духобор кланялся на все стороны с серьезным лицом, приговаривая: "Спаси, Господи!" и, должно быть, немало обрадовался, когда, наконец, попал в роскошный вагон с кожаными сиденьями и бронзовыми ручками, где его заботливо усаживал чиновник от железнодорожной компании. Появление каждого духобора встречалось новым взрывом приветствий. Когда же по трапу спустилась женщина-духоборка с двумя ребятишками, возбуждение толпы дошло до какого-то экстаза. При входе в пакгауз стояло несколько емкостей, наполненных мешочками с конфетами – это дамы из Монреаля приготовили сладости для раздачи духоборским детям и девушкам".
До весны 1899 г. все духоборы (свыше двух тысяч человек) размещались в иммиграционных домах Виннипега – главного центра иммиграции, и других близлежащих городах. Впоследствии канадское правительство отвело переселенцам землю на необжитых местах. Начались неимоверно тяжелые работы: раскорчевка леса, строительство жилья. Первую зиму духоборы голодали. Мужчины вынуждены были уходить на заработки в различные компании. Оставались одни женщины. Они вместо лошадей впрягались в плуги и поднимали целину. В конце концов трудности были преодолены, были построены дома, амбары, бани, возделаны земли.
В Канаде духоборы селились селами, как и в России, землю обрабатывали сообща, как это делали на родине. Однако это противоречило канадским законам. Земля в стране выдавалась в частную собственность отдельным лицам, а не коллективам. Правительство потребовало разделить землю на участки по семьям. Это был первый серьезный конфликт между духоборами и канадским правительством.
Тем не менее, духоборы приложили немало усилий для сохранения своего мировоззрения и коммунального образа жизни. Им это в какой-то степени удалось. В 1934 г. канадским правительством была утверждена декларация духоборов, в которой отображены их идеалы и условия проживания в стране. В целях сохранения единства и своего образа жизни духоборами в том же году была создана организация "Союз духовных общин Христа". Члены союза и неприсоединившиеся духоборы поселились в основном в двух провинциях – Британская Колумбия и Саскачеван. В годы второй мировой войны духоборы активно включились в благородное дело оказания помощи советскому народу в его борьбе с фашизмом. На их средства, добровольные пожертвования собиралась теплая одежда, закупались медицинское оборудование, медикаменты, и все это направлялось в СССР.
По мере дальнейшего обживания в Канаде духоборы сталкивались с большими трудностями. Правительство, недовольное тем, что земля продолжала обрабатываться не индивидуально, а находилась фактически в общинном пользовании, конфисковывало ее у духоборов. Каждой семье оставляли по 15 акров, но не в собственность, а в аренду.
От духоборов требовали принять британское подданство и признать английского короля (поскольку Канада до сих пор является членом Британского Содружества). Духоборы ответили, что они приехали в Канаду с условиями оставаться иностранцами. В годы первой мировой войны духоборы отказались от службы в армии и открыто заявили о своем отрицательном отношении к войне. То же самое повторилось и во время второй мировой войны. Духоборы отказывались встать на военный учет и не являлись даже на регистрацию. В связи с игнорированием законов страны канадцы подняли вопрос о том, чтобы отобрать у них земли и отдать их демобилизованным солдатам. Дело дошло до требований о высылке духоборов из страны. Был распущен слух об их связях с Коминтерном.
В Саскачеване духоборам пришлось оставлять обработанные земли, конфискованные властями, собирать деньги, брать ссуды и займы у ростовщиков и переселяться на необжитые участки, покрытые лесами. Около тысячи духоборов не захотели уезжать из Саскачевана и остались на своих 15 акрах земли. Из них многие приняли канадское гражданство и получили по 160 акров в личное пользование. В Британской Колумбии духоборы сумели сохранить элементы общинной жизни. В этом они видели возможность выживания.
В настоящее время основная масса духоборов занимается сельским хозяйством и работает в лесной промышленности. Это опытные фермеры, столяры, плотники, строители. Упомянутый "Союз духовных общин Христа" и значительная часть его членов являются владельцами земельных участков. На общественные средства духоборами построены и активно функционируют два крупных современных культурных центра, музеи духоборческой культуры, работают кооперативный магазин и ресторан, издается журнал "Искра".
Духоборы гордятся традиционными народными промыслами, сохранившимися здесь во всей своей красоте и неповторимости – женщины прядут, ткут платки, расшивая их русскими узорами, мужчины занимаются резьбой по дереву, и знаменитые деревянные ложки с фирменным клеймом "Николай Денисов" пользуются большой популярностью на канадском рынке. В русской речи старшего поколения часто можно услышать слова, вышедшие из употребления: "дюже", "ужо", "давеча".
Однако вековое пребывание духоборов в Канаде не могло пройти для них бесследно. Сейчас их деятельность все меньше носит религиозную окраску. Религиозные начала существуют в основном как символ объединения русских людей на чужбине и как удовлетворение эстетических потребностей – культ хорового многоголосого пения. К тому же молодое поколение духоборов получило образование и воспитание в совершенно иных условиях, а некоторые из них создали семьи с представителями других конфессий. Так что, не исключено, к сожалению, что в ближайшем будущем эта уникальная этнографическая группа наших соотечественников растворится в "плавильном котле" канадского общества.