Несмотря на то, что после событий 11 сентября 2001 г. Триполи решительно осудил теракты в США и даже начал сотрудничать с Америкой и другими странами Запада, предоставляя им информацию о деятельности исламских террористических организаций на Ближнем Востоке, подозрительное отношение к Ливии в Вашингтоне так и не изменилось.
Неприязнь США к этой стране имеет очень давние корни. Еще в начале XIX века военный флот США вел ожесточенную борьбу с обосновавшимися в Ливии пиратами, мешавшими американскому торговому судоходству на Средиземном море. А в 1970-1980-х годах режим полковника Муаммара Каддафи считался в Вашингтоне едва ли не основным недругом США в "третьем мире". Ему инкриминировались попытки создать "исламскую атомную бомбу", финансирование антиамериканских и антиизраильских террористических структур, а также организация целого ряда терактов, в частности взрывы дискотеки для военнослужащих США в ФРГ, американского авиалайнера над местечком Локкерби в Шотладии и другое.
Весной 1986 г. дело дошло до массированного удара стратегической и авианосной авиации США по резиденции самого Каддафи в Триполи и ряду военных объектов на территории Ливии. Вот тогда и произошел инцидент, до сих пор не дающий покоя аналитикам Пентагона и ЦРУ. 14 апреля 1986 г. Ливия в отместку за американский налет произвела пуск двух баллистических ракет средней дальности по принадлежащему Италии острову Лампедуза в 290 км от ливийского побережья.
И хотя ракеты "Скад" советского производства до острова, где, по мнению ливийцев, находилась американская военная база, просто не долетели (максимальная дальность пуска "Скада" не более 280 км), этот инцидент вызвал немалый переполох на Западе. Тем более, когда разгневанный Каддафи заявил журналистам, что если бы у него были ракеты, способные долететь до США, он не задумываясь отдал бы приказ об их запуске. С тех пор наличие в Ливии значительного ракетного арсенала, а также программы разработки и испытания баллистических ракет является предметом особой заботы для западных политиков, военных и разведывательных структур.
Интерес к ракетному оружию и его разработке в Ливии отмечается с конца 1970-х годов. В 1979 г. Каддафи предложил западногерманскому военно-промышленному концерну ОТРАГ (OTRAG), вынужденному тогда закрыть свой ракетный полигон в Заире, продолжить деятельность в Ливии. Вскоре с помощью германских специалистов в пустыне в районе оазиса Гават (750 км от Триполи) был построен ракетный центр с полигоном, до сих пор остающийся ведущей научно-испытательной базой в области ракетных технологий Ливии.
Кроме того, Ливия активно закупала ракетное вооружение малой и средней дальности сначала в СССР, а затем в Китае и КНДР. По данным западных разведслужб, в 1980-х годах руководство Ливии тайно обращалось к Советскому Союзу и КНР с просьбой продать ей межконтинентальные баллистические ракеты или необходимую для их создания технологию, но получила отказ.
С 1990-х годов основным источником ракетных технологий для Ливии стала КНДР, поставившая в эту страну значительные партии своих ракет средней дальности типов "Хвангсонг-6" и "Нодонг". Кроме того, по данным западных источников, Ливия осуществляла активное сотрудничество в ракетной сфере с Ираном и Аргентиной. Китай также продолжает связи с Ливией в ракетной сфере, поставляя ей тактические ракеты и некоторые материалы.
В западной прессе также приводились многочисленные случаи попыток нелегальной доставки в Ливию современных технологий, которые можно использовать в ракетостроении. Полицией ряда стран и международными контрольными агентствами были арестованы некоторые лица, в частности некие бизнесмены из ФРГ и Тайваня, пытавшиеся в обход эмбарго на продажу запретных технологий поставить в Ливию различное оборудование, ракетное топливо, специальные станки и приборы и т.д.
Источники в западном разведсообществе одно время даже утверждали, что в 1995 г. Ливии удалось купить в России две баллистические ракеты СС-25 ("Тополь") за млн. долларов. Но объективного подтверждения этим сведениям представлено так и не было. Сообщалось, кроме того, что ливийские представители вели в конце 1990-х годов активные переговоры с Украиной о возможных поставках украинских ракетных технологий, образцов топлива и систем наведения. Украинская сторона все это категорически отрицала.
По оценкам западных экспертов, в настоящее время Ливия располагает 2-405 ракетными системами различной дальности действия, как закупленными за рубежом, так и собственного производства. В настояшее время Ливия своими силами осуществляет три ракетные программы: производство ракет "Аль-Фаджр" с дальностью 300 км, ракет "Аль-Фаттах" дальностью 800-00 км и программу "Аль-Джадид", имеющей своей целью модернизацию и поддержание боеготовности основы нынешнего ракетного арсенала Триполи – ракет типа "Скад-Б", полученных в свое врем от СССР и КНДР.
По мнению американских военных специалистов, Ливия продолжает активные научные исследования и опытно-конструкторские работы по созданию баллистических ракет большой дальности, а также разработке для них боеголовок с химическим, биологическим и другим оружием массового поражения. Основным звеном ливийского ракетного проекта остается секретный ракетный центр в оазисе Гават. Эксперты полагают, что географическое расположение этого центра позволяет производить испытательные пуски ракет в пределах территории Ливии на дальность 1200-
00 км.
Все это, по мнению Вашингтона, представляет в перспективе растущую угрозу интересам США и их национальной безопасности. Конечно сейчас Америке не до Каддафи и его ракет – надо "разобраться" сначала с С.Хусейном и Ким Чен Иром, а за ними возможно и иранскими аятоллами. Видимо поэтому Ливию пока и не включают формально в пресловутую "ось зла". Но, вполне возможно, что в случае изменения политической конъюнктуры в Вашингтоне и в зависимости от того, как пойдут дела в Ираке, черед Ливии может настать уже в обозримом будущем.