Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Когда более 10 лет тому назад в то время госсекретарь США Хиллари Клинтон провозгласила «Тихоокеанский век Америки» в знаменитой статье в журнале «Foreign Policy», в США были уверены, что их политика мирового доминирования и, как говорят в Китае, гегемонии, позволит без особых проблем продавить свои интересы в огромном Тихоокеанском регионе. Со времени они даже расширили рамки своих хотелок до формата Индо-Тихоокеанского региона с включением туда и акватории Индийского океана.
В ту Эпоху в Вашингтоне уверенно полагали, что США могут вести полноценные войны в нескольких местах. И, действительно, в те годы US Army присутствовала в Афганистане и в Ираке, уже бомбила Ливию и подбиралась к Сирии... Аппетит рос, сопротивление на местном уровне оказывалось минимальное, ООН голосовало в соответствии с указаниями госдепа, и все вроде бы складывалось для Вашингтона довольно позитивно.
С началом финансового кризиса 2008 года должны были бы появиться сомнения относительно прочности американского тыла – экономического, прежде всего. Однако, администрация Обамы тогда от этой намечавшейся опасности отмахнулась и заявила аж два (!) глобальных проекта – Транс-Атлантическое партнерство и Транс-Тихоокеанское партнерство. Если первое должно было, по замыслу, пойти «на ура», поскольку оно было заточено на общую торгово-экономическую программу с родственным Евросоюзом, то для запуска другого требовалось уговорить десяток стран, выходящих на берега Тихого океана со стороны и Азии, и Южной Америки. Оба проекта Обамы не состоялись. Вернее, второй – тихоокеанский – уже реализован, но без участия придумавших его США, поскольку Трамп решительно закрыл это направление работы, как только сел в президентское кресло, и послал мечту Обамы в утиль…
А потом начался пересмотр намерений и возможностей Америки в Тихом океане вести широкую торговлю, и появился сначала формат QUAD – США, Япония, Индия и Австралия; потом родился формат AUKUS – США, Австралия и Британия. А не так давно в Кэмп-Дэвиде, резиденции POTUSa, как величают президента США, состоялась встреча Байдена с высшим руководством Японии и Южной Кореи для организации ещё одного регионального формата под эгидой США. Причем, надо заметить, что в отличие от идеи Обамы создать Транс-Тихоокеанское партнерство ради развития торговли между двумя берегами Тихого океана, при Байдене, отказавшимся от наследия своего шефа (Байден был у Обамы вице-президентом) Вашингтон выстраивает, в первую очередь, военное сотрудничество со всеми указанными выше странами.
И США дождались-таки неожиданной и весьма неприятной для них «ответки» на такую политику. Как говорится, прилетело, откуда не ждали…
После того, как результаты японо-южнокорейской встречи Байдена были обнародованы, стало ясно, что у границ Китая и КНДР появляется общий военный кулак трех стран, ведомых американцами на очередную авантюру. В документах того саммита в Кэмп-Дэвиде стороны договорились о «ежегодных многопрофильных военных учениях», о «более глубоком обмене информацией относительно северокорейских ракетных запусков и киберактивности» и о «создании “горячей линии” для оперативных консультаций во время кризисов». Чисто милитаристские дела…
И ответ последовал. В Россию с официальным визитом приехал руководитель КНДР Ким Чен Ын, чем вызвал вал комментариев в западной прессе, лейтмотив которых оказался весьма «занимательным» с точки зрения своего содержания – практически все СМИ Запада в один голос стали причитать о «военном сотрудничестве России и КНДР против… Украины». Сложилось впечатление, что эти ребята-журналисты и обозреватели либо специально, либо из-за своей короткой памяти не вспомнили, что КНДР до сих пор находится в состоянии войны с Южной Кореей. «Мирного договора» нет, как нет – одно перемирие, которое длится уже 70 лет с начала 1950-х. Да и оно находится юридически под угрозой срыва: с юга идут постоянные военные провокации у линии разграничения между двумя Кореями по 38-й параллели, а с севера, обладающего ядерным оружием, производят регулярные показательные запуски баллистических ракет по близлежащим морским акваториям, что пугает японцев и южнокорейцев. Кто про это сейчас вспомнил в многочисленных статьях (за все отвечать не могу, но многие прочитал) западных СМИ о визите Ына в Россию?
Так вот, что написано в этих комментариях, как под копирку.
«Le Figaro» (Франция): «Самое главное – возможное соглашение о поставках северокорейского оружия для российской армии – вот что беспокоит Вашингтон».
«The Times» (Британия): «России нужны вооружения, а Северной Корее – продовольствие. Украина проиграет от такой дипломатии».
Агентство Bloomberg: «Северная Корея располагает одними из крупнейших в мире запасов боеприпасов, в которых нуждается Россия. Учитывая, что армии обеих стран базируются на советском наследии, калибры артиллерии будут полностью совпадать. В этом плане Россия в более выигрышной позиции, чем Украина, у которой нет своих боеприпасов натовского образца для западного оружия».
Официальный представитель южнокорейского министерства национальной обороны Чон Ха Гю: «Мы внимательно следим за тем, состоятся ли переговоры по оружейной сделке и передаче технологий между Россией и Севером». Ещё бы! Ведь Сеулу важно знать, каким оружием российская армия будет уничтожать их военные поставки Украине. Хорошо же известно, что власти Южной Кореи оказывают нацистам военную поддержку – и непосредственно, и через Польшу, куда продают танки и иную технику.
Да уж… Западники оказались настолько зациклены на поддержке киевского режима, и это настолько замылило взгляд на происходящее даже у опытных пропагандистов, что они просмотрели самое главное – рождение консолидированного ответа трех ядерных держав на американские выкрутасы в регионе.
Вслушайтесь в эти заявления, которые быстро вырастут в реальные дела.
Ким Чен Ын на встрече с Владимиром Путиным: «России противостоит "сборище зла", питающее иллюзии об экспансии и гегемонии».
Сестра лидера КНДР Ким Ё Чжон, которая занимает пост заместителя заведующего отделом ЦК Трудовой партии страны: «Мы всегда будем в одном окопе вместе с армией и народом России, которая встала на борьбу для защиты достоинства и чести государства, суверенитета и безопасности страны».
Сергей Лавров о вопросе снятия всех санкций ООН против КНДР: «Санкции против Северной Кореи принимались в совершенно другой геополитической обстановке… Мы твердо сказали, что больше санкций против Северной Кореи не будет. Такую же позицию заняли наши китайские партнеры… Американцы вместе с Южной Кореей, с Японией, подключая в регионы англичан, австралийцев, втягивая в эти игры Новую Зеландию, занимаются накачиванием сюда вооружений, переносят на юг Корейского полуострова элементы своих стратегических сил. Уже идут разговоры о том, чтобы в том или ином виде ядерное оружие появилось на юге Корейского полуострова, в Южной Корее и в Японии».
Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков: «Разумеется, будучи соседями, наши страны реализуют сотрудничество и в чувствительных областях, кои не должны становиться предметом какого-то публичного обнародования и анонсирования».
Так что, западные СМИ смотрят не в ту сторону. Украинский кризис им глаза застил. Между тем, США наращивают военное присутствие у берегов Восточной Азии. Тайвань стал контрапунктом их конфликта с Китаем. На одном из островов, принадлежащих Филиппинам, янки уже создают новую военную базу близ того же Тайваня, а госдеп впопыхах открывает посольства США в тех островных странах на Тихом океане, где прежде его дипмиссий не было – вот список.
Февраль 2023 г.: США открыли посольство на Соломоновых островах.
Май 2023 г.: США открыли посольство в Тонге.
Май 2023 г.: США и Папуа-Новая Гвинея (ПНГ) подписали Соглашение о сотрудничестве в области обороны.
26-29 июля 2023 г.: Госсекретарь США Блинкен посетила Тонгу, Новую Зеландию и Австралию. В Тонге, отвечая на вопросы журналистов, он упомянул, что США намерены открыть новые посольства на Вануату и Кирибати.
26 июля 2023 г.: Министр обороны США Ллойд Остин посетил ПНГ, чтобы обсудить углубление связей в области безопасности.
Поэтому фигура умолчания в СМИ об этих мероприятиях американской дипломатии вкупе с развертыванием US Army и US Navy близ берегов Китая, возможно, обусловлена желанием американцев пока переключить всё внимание публики в сторону Украины, но при этом без особого шума вести свои приготовления на Тихоокеанском ТВД, где они уже запланировали сшибку с Китаем. Иначе трудно объяснить дружный хор западной прессы со сходными оценками визита Ким Чен Ына в Россию.
Однако, кое до кого стало, что называется, доходить. И там завибрировали.
Как передал ТАСС 15 сентября, сразу после встречи Путина и Ына, премьер-министр Японии Фумио Кисида подтвердил готовность встретиться с лидером КНДР «в любое время» и «без предварительных условий», сообщил журналистам генеральный секретарь кабинета министров Японии Хирокадзу Мацуно. В Токио кое о чем начали догадываться…
А Южная Корея сходу «выразила обеспокоенность сотрудничеством Северной Кореи и России» в плане «продвижения сделок по оружию». У самих-то рыльце в пушку – сами подбрасывают «летальное оружие» в огонь украинского конфликта, а теперь «делают морду кирпичом» и театрально вопрошают: «А нас за шо?»
Да, янки доигрались в накачку напряжения в Тихоокеанском регионе. И получили то, чего, видимо не ожидали. Одно дело болтать о собственном величии и непобедимости, а другое – получить перед носом фронт из трех ядерных держав: Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Корейской Народно-Демократической Республики.
Министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что возможность совместных военно-морских учений с КНР и КНДР обсуждается: «Мы обсуждаем со всеми это [возможность военных учений], в том числе, и с КНДР. Почему нет? Это наши соседи. Конечно, обсуждалась [такая возможность]».
Действительно, почему нет? Совместные учения флотов. Для начала…