Андрей Ильяшенко, международный обозреватель
В минувшее воскресенье по итогам переговоров в формате «2+2» министров обороны США и Японии в Токио Соединенные Штаты объявили о создании оперативного военного командования в Японии. Новая структура должна способствовать глубокому взаимодействию с вооруженными силами Японии на фоне нарастания напряженности в отношениях с КНР и Россией, а также укрепление сотрудничества между Москвой и Пекином. «Соединенные Штаты преобразуют (офис управления – прим. ред.) Вооруженными силами США в Японии (USFJ) в Штаб объединенных сил с расширенными миссиями и оперативными обязанностями», - сказал министр обороны США Ллойд Остин на совместной пресс-конференции после встречи. «Это будет самое значительное изменение в Вооруженных силах США в Японии с момента их создания — одно из сильнейших улучшений в наших военных связях с Японией за 70 лет».
Новый штаб поэтапно «расширит свои возможности и оперативное сотрудничество» с создаваемым Объединенным штабом Сил самообороны Японии. Он также «возьмет на себя основную ответственность за координацию деятельности по обеспечению безопасности в Японии и вокруг нее в соответствии с американо-японским договором о взаимном сотрудничестве и безопасности», указывается в заявлении сторон по итогам переговоров. По сути, речь идет об оперативном управлении 55-тысячным контингентом американских войск в Японии, крупнейшем в Азии. Япония таким образом превращается из тыловой базы ВС США в самостоятельный плацдарм в Северо-восточной Азии.
Но, собственно, на этом конкретика, связанная с новой структурой, и заканчивается. Реформируемый офис управления занимался в основном техническими вопросами пребывания в Японии американских военнослужащих, функционированием военных баз и объектов, текущими контактами с «принимающей стороной». А что сейчас?
Речь идет о передаче создаваемому штабу части функций боевого планирования и управления, которые были возложены на штаб Индо-тихоокеанского военного командования, расположенному на Гавайях, в 7500 километрах от Японии. Но не ясен штат новой структуры, ее полномочия, местоположение, зона ответственности, характер взаимоотношений и степень интеграции с японским штабом объединённого командования. Не понятно, как будет функционировать штаб в случае конфликта, непосредственного не связанного с безопасностью Японии – например, в случае кризиса вокруг Тайваня.
И вообще, для чего необходимо настолько приближать структуру стратегического военного управления к потенциальному театру боевых действий, в опасной близости от пусковых установок ракет той же Северной Кореи, которых так опасаются в Токио?
Возможно, такие же вопросы прозвучат и в Конгрессе США, который должен одобрить новые решения, а сейчас явно занят другими важными делами. Президентскими выборами, например.
Между тем, все эти вопросы выглядят несколько иначе, если взглянуть на динамику развития военно-политических связей США и Японии в последние годы и ситуацию в северо-западной части Тихого океана в целом.
Япония не скрывает, что чувствует все возрастающую угрозу со стороны Китая, который активно занят строительством своих вооруженных сил. Иного и быть не может, если еще при Обаме США всерьез заговорили о переносе центра тяжести своей военной политики в Индо-тихоокеанский регион и силовом охвате Китая. Сдерживание КНР – этот термин синонимичен во внешнеполитическом лексиконе США слову «подчинение» - фундаментальная цель американской внешней политики. Реакция Пекина соответствующая. А Токио отлично понимает, что может «попасть под раздачу», если страсти накалятся. Например, в случае кризиса вокруг Тайваня. Об этом открыто предупреждал еще покойный премьер-министр Синдзо Абэ.
Кроме того, у Японии в наличии собственный комплекс острых проблем c Китаем – нерешенный территориальный спор, борьба за установление правил международного экономического сотрудничества в регионе, проблема политического лидерства в Азии.
В не меньшей степени пугают Японию и военные приготовления Северной Кореи, которая, став ядерной державой, планомерно реализует свою ракетную программу. Конечно, никто в Пхеньяне не думает о ракетном ударе по Токио. Но перманентный конфликт на Корейском полуострове в случае перехода в горячую фазу грозит Японии сильнейшим кризисом безопасности.
Самостоятельно парировать все эти угрозы Япония сейчас не в состоянии, а японо-американский военный союз, укомплектованный американским «ядерным зонтиком», был эффективен в период «холодной войны», но, как справедливо подозревают в Токио, может не сработать в случае конфликта Японии с региональными ядерными державами. Не случайно с 2010 года США и Япония регулярно на рабочем уровне проводят обсуждения по расширенному сдерживанию и неоднократно подтверждали, что Соединенные Штаты будут выполнять свои оборонные обязательства перед Японией с использованием обычных и ядерных сил.
Кроме того, последние 10 лет по настоянию Японии США включают во все двусторонние документы по безопасности подтверждение, что японо-американский договор безопасности распространяется на архипелаг Сенкаку, на который активно претендует КНР. Для японцев это жизненно важно, а вот желание американцев подставляться под ядерный удар из-за группы необитаемых скал в 10000 милях от своих берегов крайне сомнительно. Плохо подействовал на островитян и правдоруб Дональд Трамп, еще в ходе предыдущей президентской гонки заявлявший: ситуация такова, что пока американцы будут защищать Японию, ее жители «будут наблюдать за этим по телевизорам «Сони».
Собственно, альтернативы для Японии очевидны. Надо либо становиться ядерной державой (эти идеи время от времени вбрасываются в СМИ Японии), проводить ремилитаризацию и самостоятельно решать проблемы национальной безопасности. Дело это крайне непростое по политическим, экономическим, демографическим и прочим соображением. Но возможное.
Как заявлял глава объединенного комитета начальников штабов Сил самообороны Японии Ёсихидэ Ёсида в интервью изданию Nikkei Asia, «Мы не можем исключить, что такой же серьезный кризис может произойти и вблизи Японии, и мы сильно обеспокоены такой возможностью. Япония должна сделать две вещи. Во-первых, мы должны кардинально укрепить свой оборонительный потенциал, чтобы нас не недооценивали. Во-вторых, мы должны сделать все возможное для поддержания расширенного сдерживания, в том числе с помощью стратегий с использованием американского ядерного оружия", - сказал он, отвечая на вопрос о том, какие уроки должен извлечь Токио из происходящего на Украине. По его словам, в текущей ситуации Японии следует укреплять собственные оборонные возможности, чтобы не полагаться только на альянс с США. "До сих пор мы могли рассчитывать на сдерживание США в случае возникновения кризиса. Но если мы будем слишком полагаться на США, то появятся те, кто будет сомневаться в том, что союз с нами стоит таких затрат. Мы будем укреплять потенциал альянса, расширяя возможности Японии в плане самостоятельных действий", - добавил Ёсида. Правда, США такой разворот самого покладистого союзника не устроит. Вот это как раз и будет крахом мирового порядка.
Значит, второй вариант – Вашингтон должен создать у своего дальневосточного союзника уверенность в том, что не бросит Японию в кризисной ситуации.
Вот в рамках этой задачи мы и наблюдаем создание новой штабной структуры США в Японии, о которой сейчас договорились министры в Токио. Но это организационный шаг. А Токио уже давно требует не просто словесных гарантий, а создание системы взаимодействия в вопросах применения ядерного оружия для обеспечения безопасности Японии.
Еще в феврале 2022 года бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что на фоне обострения ситуации на Украине Токио следует задуматься о соглашении о совместном обладании ядерным оружием с США. Он привёл в пример некоторые европейские страны НАТО, у которых есть с Америкой такие договорённости и на территории которых уже размещено ядерное оружие Вашингтона. «Мы не должны табуировать обсуждения, касающиеся реальности, с которой мы столкнулись», — прокомментировал свою мысль Абэ, имея в виду «ядерную аллергию» японцев, а также ряд законодательных запретов, касающихся ядерного оружия.
Сейчас же, накануне нынешних переговоров в Токио газета Yomiuri анонсировала подготовку конкретного двустороннего документа, который обрисует систему «расширенного сдерживания», в рамках которой США обязуются защищать Японию. В частности, в нем будет особенно подчеркнута готовность США осуществлять сдерживание посредством ядерного оружия. Там также будет описано, при каких условиях США будут готовы к военным действиям в отношении третьих стран, угрожающим японской стороне. Правда, конкретные аспекты соглашения, как сообщает японская газета, будут засекреченными.
Однако участие японских военных в планировании применения американского ядерного оружия, а также участие японцев в его хранении на своей территории и операциях по его доставке, что предполагает применяемая в Европе концепция совместного использования ядерного оружия, несомненно вызовет в стране жесточайшую политическую дискуссию. Видимо, в конечно итоге стороны поэтому и не стали афишировать конкретные договорённости в этой сфере по итогам переговоров «2+2».
Но, похоже, вся эта шумиха с новым штабом и «расширенным сдерживанием» имеет и внешних адресатов. Японцы явно попугивают Китай, а заодно Россию и КНДР планами укрепления американо-японского военного союза, и своими новыми возможностями. Дошло до того, что Токио хотел видеть на посту начальника нового штаба четырехзвездочного генерала – самый высокий чин в американской армии в мирное время. Солидно! У южных корейцев такой уже сидит. Но Ллойд Остин пока выделил трехзвездочного. Видимо, на вырост. Тем более, что он будет подчиняться адмиралу Сэмюэлю Папаро, который и командует всеми вооруженными силами США в Индо-тихоокеанском регионе с Гавайев.