© Артем Коротаев/ ТАСС
Юрий Веселов, военный обозреватель
30 сентября исполнится десять лет со дня ввода ограниченного воинского контингента России в Сирию. Как российское военное присутствие в Арабской Республике повлияло на укрепление уважительного отношения к русским, их культуре и национальному характеру?
Немного истории. Дипломатические отношения между Москвой и Дамаском были установлены в апреле 1944 года, а в феврале 1946 года подписано соглашение, по которому Советский Союз признал независимость Сирии накануне эвакуации французских войск из этой страны. Военное сотрудничество исчисляется с 1956 года - с начавшимся обучением в советских военных заведениях сирийских офицеров и технических специалистов.
После прихода в 1971 году к власти в Сирии президента Хафеза Асада военное и военно-техническое сотрудничество между странами резко возросло: уже в следующем году в соответствии с межправительственным соглашением в морском порту Тартус на побережье Средиземного моря был размещен Пункт материально-технического обслуживания ВМС СССР. В период 1971-2000 г. тысячи сирийских офицеров и технических специалистов получили военное образование в русских военных училищах.
Начавшаяся в 2011 году гражданская война, а затем интервенция террористического интернационала в Сирийской Арабской Республике (САР) поставила страну на грань полной потери суверенитета и территориальной целостности, уничтожения светской власти и превращения государства в центр радикального исламского эмирата, включавшего, по замыслам его проектировщиков, Ирак, Сирию и Ливан.
Правительство Сирии в условиях критической ситуации обратилось за помощью к России, руководство которой приняло решение о вводе в сентябре 2014 года российских войск в эту страну. Благодаря участию русских военных к 2018 году более половины территории САР перешла под контроль правительства, а наиболее сильные вооруженные формирования местных радикальных и международных террористических формирований были разгромлены или блокированы на северо-западе.
В настоящее время на территории Республики дислоцированы военно-морская и военно-воздушная базы ВС РФ в Тартусе и провинции Латакия (Хмеймим), а также более десяти других стационарных военных объектов в различных районах страны.
Сотни тысяч русских военных советников и специалистов, начиная с 60-х годов прошлого столетия, участвовали в становлении и укреплении боеспособности сирийских вооруженных сил, обучали их личный состав владению оружием и техникой. Военные и местное население с искренним уважением относились к русским, одетым в специфическую военную форму.
Авторитет россиян неимоверно возрос в ходе освобождения Сирии от террористов. Так, в 2018 году в южной провинции Деръа, первоначального очага полыхнувшей по всей Сирии в 2011 году гражданской войны, местные суннитские шейхи обратились напрямую к президенту Путину сохранить присутствие военного контингента России и разместить на постоянной основе в одноименном административном центре провинции комендатуры и воинский гарнизон. Командование ВС РФ пошло навстречу сирийцам, и в течение почти года держало там до роты российской военной полиции из состава чеченского и ингушского батальонов Росгвардии.
Российские военные не только обеспечивали безопасность местного населения, но и зачастую выполняли функции представителей органов местной власти. За этот период они полностью расчистили сельскохозяйственные угодья крестьян от сотен тысяч мин, неразорвавшихся снарядов и других взрывоопасных предметов, восстановили разрушенные войной источники воды, проложили сотни километров водопроводных труб. Благодаря русским подавляющее большинство воевавших на стороне оппозиции боевиков сложили оружие. Многие из них влились в правительственную армию.
Русские в Сирии стали символом мужества, дружелюбия, честного отношения к выполнению долга, образцом уважения национальной культуры и менталитета, доброты и отзывчивости, простоты общения и готовности оказания помощи. И не только военные породили такое отношение к россиянам: десятки, а то и сотни тысяч сирийцев учились и закончили советские и российские гражданские учебные заведения. Тысячи сирийских инженеров, техников, врачей и других специалистов в настоящее время трудятся в стране. Многие из них женаты на русских женщинах и воспитывают совместных детей. Тысячи студентов получают образование в России.
Вот и сейчас, в преддверии начала нового учебного года, 30 сентября в Министерстве образования САР состоялось совещание, на котором выступил главный наставник русского языка Бассам ат-Тавиль, который подвел итоги работы своих коллег о деятельности по популяризации изучения языка и научно-материальному обеспечению учебной базы. По его сообщению национальному агентству SANA, в нынешнем учебном году в средних классах школ русским языком будут овладевать 39 500 учеников. В штате министерства числятся 190 преподавателей, распределенных по 217 школам. Подготовка педагогов осуществляется как в России, так и на базе факультета иностранных языков Дамасского университета. Кроме того, большая группа сирийских преподавателей проходит факультативное обучение на курсах русской литературы в Российском Культурном Центре в столице Сирии.
Бассам ат-Тавиль отмечает растущий из года в год интерес сирийской молодежи к изучению русского в качестве первого иностранного, рассчитывая в перспективе получить государственные гранты на учебу в высших и средних заведениях России. В том числе военных, так как эта профессия не только востребована, но и популярна на Востоке.
Помощник министра образования Рами ад-Дхалли сообщил на совещании о получении в 2024 году 5 000 экземпляров пособий «Учебный план по русскому языку» для седьмых классов средних школ, которые были совместно подготовлены специалистами Министерств образования САР и РФ. Пособие было выпущено и безвозмездно передано в страну российской организацией «Всемирный христианский союз». Первая партия книг числом 1 тыс. единиц передана в школы провинций Дамаск, Хомс, Тартус, Латакия, Сувейда и Деръа.
По словам главы Всемирного христианского союза Алексея Черкезова, ежегодно тысяча студентов из Сирии получает ежегодные стипендии для обучения в российских вузах, в результате чего сейчас в России обучаются 5 000 сирийских студентов. А четыре года назад Минобразования САР открыло 6 интерактивных классов дистанционного обучения русскому языку.
Следует отметить, что Иран также в последние годы активизировал деятельность по популяризации обучения сирийской молодежи персидскому языку. Даже несмотря на предоставление грантов и других преференций, заинтересованность изучения русского на несколько порядков выше: преподавание фарси зачастую сопровождается навязыванием религиозных ориентаций в связи с экспансионистской политикой Ирана в регионе. А это не находит поддержки широкими слоями населения Сирии.