Дао – незримо, всесильно, путь его скрыт…
Дао никому не подвластно.
Только Дао способно помочь всем существам
и привести их скрытым путем к полному совершенству
(Из книги восточной мудрости "Дао де Дзин").
Человек, который занимается восточными единоборствами, который имеет звание мастера спорта по дзюдо и самбо, человек, который при первой возможности посещает буддистские монастыри, не может не знать о философии Дао. Этот человек президент России Владимир Путин. В двух словах идея Дао проста: правильный образ жизни приносит счастье себе и окружающим только тогда, когда человек сводит на нет свой эгоизм, и следует по пути судьбы, который ему указывает Дао, высшее начало мироздания.
По мнению философов даосизма, безымянное Дао предшествует Богу и диктует ему Его божественный путь...
Мало кто знает, что у Владимира Путина практически не было шансов родиться. Шла Великая Отечественная война, немцы взяли в кольцо Ленинград. Его отец, Владимир Путин-старший, боец 330 полка, воевал на "невском пятачке" обороны города, на левом берегу Невы, а мать, как и миллион ленинградцев попавших в петлю голода, ждала верная гибель. Ее первенец Олег скончался еще до войны, второй сын Виктор, ослабленный ребенок блокадных лет, умер от дифтерита. Сама Мария Ивановна падала в голодный обморок каждый день. Однажды она очень долго не приходила в себя, и ее сотрудницы, как и она, шившие на фабрике руковицы для солдат, вызвали похоронную службу... Но в покойницкой Мария Путина вдруг застонала...
Ее муж в то время тоже оказался в гибельной ситуации. Немцы смели полк в невскую воду, расстреливая уцелевших солдат, но Путину-старшему удалось бежать, за ним гнались с собаками, но он проявил смекалку и необыкновенное мужество - сломил на ходу длинную камышинку и, взяв ее в рот, скрылся с головой в болотной жиже... Дыша через спасительную трубочку, он переждал рысканье смерти, чудодейственно спасся.
Русские фамилии не даются абы кабы
Все фронтовики сходятся в одном: без помощи покровительственной длани судьбы на войне не обошлась ни одна уцелевшая жизнь, а те, кто лишен опеки жребия, – погибали. Во всяком случае, считается, что при обороне Ленинграда за два года боев погибло почти 50 000 солдат, а спаслось только 123. Владимир Семенович оказался в этом узком числе.
Дао небесной опеки взялось за работу, и спасенный болотом боец возвращается в Ленинград. В хаосе всеобщей гибели города, которую можно без всяких натяжек сравнить с креном "Титаника" посреди океана, он с трудом отыскивает свою жену. Слава Богу, она еще жива. Забытая в коридоре больницы, чуть ли не на полу, среди умирающих и уже умерших от голода, обреченная на смерть, до которой оставались часы, Мария Ивановна в предгибельном тумане вдруг видит мужа...
Да, у третьего мальчика почти не было шансов появиться на свет. Но у судьбы были свои виды на эту семью…
Через семь лет после войны, 7 октября 1952 года, у супругов Путиных рождается третий мальчик. Ребенок последней надежды. Мария, которой через десять дней исполнялся 41 год, сделала себе этот сокровенный подарок.
Обратим внимание еще на одну необъяснимую рифму значений - фамилия нашего героя странным образом созвучна фамилии другого знаменитого персонажа русской истории - речь о Григории Распутине, который нашел свою смерть именно в том городе, где была дана жизнь другому.
Русские фамилии не даются абы кабы, обычно это крестьянские прозвища, сформированные еще в период становления этноса, и если "Распутиным" явно назвали с насмешкой и осуждением - разгульный, развратный, то в фамилии "Путин" явно звучит одобрительный смысл сельской среды: мол, эти путёвые, путные, знающие, куда путь держать. В словаре Даля "путный" - значит дельный, разумный, толковый. "Путём" – значит надлежащим образом, как следует. Рядом у Даля поставлено краеугольное слово русской ментальности – "путь" – что имеет массу смыслов, среди которых и такой: "польза", "прок", "толк", "путеводный". То есть на уровне мистики Дао "путь" приходит на смену "распутью", "распутице" - заминке и стоянию в точке расхода дорог, в состоянии сомнения: куда же идти?
Москва – всегда шанс для карьеры, а Кремль – это Большой шанс.
Когда в августе 1996 года, недавний чиновник Ленинградской мэрии, первый заместитель мэра, Владимир Путин получил приглашение в Кремль, на должность заместителя управделами президента, и поездом "Красная стрела" ехал в Москву, навряд ли он подозревал, едва ли догадывался или предчувствовал, что участь его решена, что именно ему – всего через три года - выпадет жребий сменить первого президента России Бориса Ельцина.
Думаю, в тот час переезда из Ленинграда в столицу, его ожидания были на уровне обычной человеческой реакции на повышение: Москва – это всегда шанс для карьеры, а Кремль – это Большой шанс. Еще меньше о роли прибывшего новичка мог догадываться сам Борис Ельцин, хотя в тайне от всех он давно приглядывался к людям, попавшим в сферу Кремля, изнывал в своем противоречивом смутном ревнивом страстном фактически зверином поиске соперника… так стареющий лев сатанеет от признаков собственной дряхлости, терзая и приканчивая молодых конкурентов львиного прайда.
История Кремля на закате Ельцинской эры еще не написана, но из первого указа, подписанного Путиным в начале своего президентского пути, а это был указ "О гарантиях президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий и членам его семьи" (фактически указ о неприкосновенности бывшего первого лица), можно сделать вывод о том, что цели Ельцина были все-таки далеки от того, чтобы реально передать неограниченную власть в чужие руки, видимо, все-таки, он хотел сохранить часть этой власти в своих руках и искал человека слова, верного, путного, толкового, совестливого, которому он мог бы доверить исполнение сей парадоксальной миссии, а именно - сохранения своего присутствия во власти при формальном отказе от нее.
Решить столь головоломную задачу в одиночку - изнутри себя самого, только на амбициях души - никому не под силу без поддержки Судьбы. В рамках одного лишь человеческого тела и желаний этого тела, такие задачи абсолютно неразрешимы, но они разрешимы, если тебя ведет Дао. Так жребий пал на Владимира Путина. Только жребий этот пал на него еще в коридоре ленинградской больницы, где едва не умерла молодая женщина, мать будущего президента.
Какова же была цель Дао, приведшего на высший пост государства человека со стороны? Задним путем это тоже вполне прочитывается: Дао по природе миролюбиво, его высшая природа направлена на умаление числа смерти. Первое дело, которым выпало заняться Путину, была война на Кавказе, усмирение Чечни. По роковому стечению обстоятельств Чечня вышла на тропу войны и под руководством нового имама джихада, Шамиля Басаева, вторглась в тогдашний Дагестан как раз в тот самый август, когда Ельцин объявил Путину свою "монаршую волю": назначаю вас премьером России. Это случилось 5 августа 1999 года, а чуть позже Ельцин всенародно объявил стране с экранов ТВ о том, что выбрал своим преемником Путина Владимира Владимировича.
То есть, первым делом избранника стала война.
Южный рубеж России - вопрос жизни и смерти
Тут необходимо взять паузу, чтобы понять, почему Россия почти триста лет, а то и тысячу, если считать киевских князей вела кровопролитные войны за выход к Черному морю, то, атакуя Константинополь, то позднее - в эпоху Петра и Екатерины – осуществляет попытки захвата турецкого берега и татарского Крыма, то прямой атакой солдат из степей, а то в обход через покорение Кавказа и выход к морю тропами грузинской Колхиды.
Что ему Гекуба?! Восклицал Гамлет.
Так вот, бассейн Средиземного моря – есть сакральная колыбель человечества, тут на краю прибрежного контура вокруг средиземья возникли четыре краеугольных цивилизаций земли: ритуальный Египет, еврейская цивилизация Иерусалима, греческая Эллада, и античный Рим. Так мощный магнит притягивает стальные опилки. Именно в ареале Средиземноморья возникла энергетика преображения планеты, тот цивилизаторский пафос, с каким дух египетской геометрии (космизм), иудейская мистика (Тора и Каббала), греческая гармония (дух олимпиады чего стоит!), и римская поступь закона (римское право) распространили свое влияние на всю цивилизацию сначала варварской Европы, а затем Старого и Нового Света и далее везде.
Судите сами, какой, например, творческой отдачей аукнулся России выход к берегам Черного моря, (каковое всего лишь залив Средиземноморской купели)! Именно в годы Южной ссылки гений Пушкина окреп и созрел, в Одессе он начал свой эпохальный шедевр "Евгений Онегин"; гений Лермонтова так же стартовал в лабиринте Кавказа; свою первую повесть «Детство» молодой Лев Толстой написал в станице Старогладковской, на Кавказе, воспользовавшись передышкой в боях с горцами, куда он приехал воевать добровольцем; Чехов родился в Таганроге на берегу Азовского моря, каковое, как и Черное есть всего лишь фрагменты Средиземноморской купели… а какая плеяда талантов стартовала в Одессе: Ахматова, Бабель, Багрицкий, Катаев, Олеша… словом, мысль понятна.
Прильнув в эпоху Екатерины к Средиземноморскому духу, Россия цивилизуется и получает свет от Эллады и Иерусалима. Вот почему отпадение от эманаций культуры и порций симметрии для лесной северной страны чревато возвращением к монгольскому варварству, вот почему южный рубеж – это вопрос жизни и смерти. Потеряв в ходе распада СССР завоеванный берег, Россия оказалась в фазе нового исторического фиаско, каковое преследует страну вот уже больше ста лет, фактически Москва отныне стала приграничным городом, а главный берег России ныне побережье Ледовитого океана, край заполярной ночи, безрадостный вид на ледяную макушку планеты.
При новом президенте проигрышная ситуация переменилась
Новый глава государства сумел за минувшие годы практически остановить войну в Чечне и стреножить черную конницу смерти вполне с согласием принципа Дао: "прославлять себя победой – это значит радоваться убийству людей".
Сегодня, играя по правилам, нельзя выиграть
Мы не знаем всех психологических и практических тонкостей этого равновесия на Кавказе, но считать, что Чечню усмирили деньжищами слишком наивно, честь для горцев важнее, нужно было каким-то фантастическим образом удовлетворить чувство чести чеченцев. И Путин сумел не задеть горской доблести. А ведь порой вторая чеченская война накрывала и Москву, которую террористы смертники превратили в район боевых действий, где кульминацией стал захват московского театра на Дубровке (2002).
Смею предположить, что, возможно, свою роль в остановке чеченской войны сыграло глубинное знакомство президента с восточными единоборствами, 11 лет отданные в юности дзюдо – не шутка! и слова, сказанные позднее Путиным о своем учителе Анатолии Рахлине, вполне продуманны, процитирую их: "Наставник по дзюдо сыграл, возможно, решающую роль в моей жизни". Во всяком случае, аттестуя, дзюдоиста Путина, учитель сказал, что тот непредсказуем в схватке и потому чрезвычайно опасен.
Но это - схватки по правилам. Увы, по правилам сегодня нельзя выиграть.
Трудно говорить о человеке силы, тут все слова приблизительны, и все же с осторожностью можно предположить, что отношение Путина к России носят охранительный характер. Его поездка в заповедник к уссурийским тиграм, перелет на землю Франца-Иосифа в места обитания белых медведей, наконец, попытка спасти вымирающих стерхов, говорит о том, что к стране, которую Дао вручило в руки именно этого человека, он относится как к живому прекрасному хищному существу, раненному тигру, находящемуся на грани исчезновения. Или почти на грани исчезновения.
Что ж, такой подход имеет все основания.
Вот уже больше ста лет нам не везет.
Потерпев поражение в Первой мировой войне, Россия стала трофеем большевистской утопии, которая окончилась полным провалом. Социальные планы идеалистов политкаторжан, пришедших к власти в 17-ом году, потерпели фиаско, российская цивилизация, описав мертвую петлю, вернулась примерно в середину 19 века, в фазу строительства капитализма, туда же откуда уже стартовала. Жертвы избирательного террора оказались почти что напрасны, а результаты - несоизмеримы с потерей прежней дворянской, капиталистической и интеллектуальной элиты страны.
Ради чего это всё? Гудит русский лес, опомнившись от лесоповала.
Зачем нас убили? Спрашивают миллионы трупов, зарытых в землю.
Вызовы времени нарастают
С одной стороны, христианство переживает фазу усталости и уже фактически потеряло Европу, где либеральное общество тяготится верой в Христа, а семья, как форма жизни, переживает закат, а то и вообще уходит в прошлое. Ясно, что к концу века прежней семьи в Европе уже не будет. С другой стороны Интернет превратил людей в подвижную плазму. Особенно это видно в России и отчасти в Китае. Обращаться Интернетом мы не умеем, ясно одно – эта раскаленная плазма никого не щадит, ее цель производство перверсий (деструкции), и руководство страны - одна из самых терзаемых субстанций Интернет-сообщества. Причем, русский Интернет это еще и тотальное поле израненного самоуважения. Обостренное чувство справедливости, каким врожденно обладает наша ментальность, переживает не лучшие времена.
Общество уязвлено фактом внезапного несправедливого перераспределения национальных богатств – повальная коррупция первое следствие чувства ментального отчаяния, тем более, когда жизнь ничтожной по численности группы людей элизиум эгоизма - подается как идеал успеха и счастья миллиардам землян.
Короче, наш рунет это - раненный тигр, а раненный зверь очень опасен.
Поиск национальной идеи, о котором все чаще говорит президент, это - уравнение со многими неизвестными, и ясно, что народ пребывает в ступоре и переживает состояние алиби: мы к твоим грехам власть непричастны, апатия поразила все члены уставшей от постоянных перегрузок страны, она фактически надорвалась от тяжести, как штангист, и сбросила груз на подиум.
Во всяком случае, ставка на цивилизацию сырья пока правильна.
Работать мы все равно не будем, как китайцы и японцы.
"Цивилизации риса" имеют руки, годные для сборки смартфонов, русские же люди вскормлены картошкой, наша рука онтологически не может, и не главное не хочет, сжиматься до рисовой точки.
Русские должны вернуться на путь выдумки, игры ума и воображения, наш главный продукт - идеи, такие, как идея Циолковского о передвижении в космическом пространстве силой реактивной тяги, рядом с ней стоит система Станиславского, на этих столпах стоит сегодня весь мир… короче, мы мировая фабрика патентов, наш путь это - управляемая река умственного сырья наряду с нефтью, газом, лесом, кристальной водой Байкала. Кстати заметить, на этот путь уже нацелилась Индия, страна йогов делает ставку на супер-интеллект и уже охраняет своих гениев, как мы амурских тигров.
Сила мышц и ума обороняется от апатии лишь в нескольких городах страны, и, видимо, правы те социологи, которые говорят, что мы перешли к цивилизации городских агломератов.
Кроме того, Россия пребывает в состоянии латентной гражданской войны всех против всех. Казалось бы, надо сделать все для воцарения социального мира, но это противоречит природе русской цивилизации, которая возникла именно как раскол сначала по линии Киев-Новгород, затем через раскол церкви на никонианцев и староверов, и так далее: красные, белые, левые правые, славянофилы и юдофобы, голубые и остальные, бедные и богатые и т.д. и т.п. увы, только через постоянный лавинообразный раскол, вызывающий новые вихри энергии, Россия может контролировать свою исполинскую сушу. Это только то, что лежит на поверхности.
К этим проблемам прибавилась неустойчивость вокруг мировой энергетической чаши Средиземноморья; одна за другой опорные цивилизации мутировали: исчез Египет, погасла Эллада, рухнул под натиском варваров Рим, от еврейского космоса остался клочок Палестины. Европа не в состоянии унаследовать прежний контроль. Чашу жизни окружили другие народы, причем молодая религия ислам хотя и находится в фазе подъема, сама разрывается между запретами и свободой. Весь южный берег Средиземного моря напротив Европы охвачен спорадической войной, где последними жертвами стали Ливия и Египет.
На примере Ливии стало ясно, что высокий уровень жизни (с рождения тебе и счет в банке, и дом), обеспеченный покойным лидером Каддафи своим гражданам, еще не залог счастья и бесконфликтности в обществе. Весь мир, благодаря телевидению, свидетель тому, как толпы ливийцев выстроились в ликующую очередь к холодильнику, где на полу валялся растерзанный труп Каддафи. А смута в Египте разбивает мир о престиже туристического рая этой страны, ибо даже если все туристы сбегут из всех отелей Хугарды и Шарм эль Шейха, египтяне не перестанут убивать друг друга, потому что сегодня для них все резоны барыша от пляжей и пирамид - пустой звук .
Как мы видим, идея денег в исламском мире отвергнута. Но что взамен?
Ситуация в Сирии вообще не поддается стороннему анализу, и, видимо, кардинально отлична от прежних, возможно, эта ситуация впервые переживается в истории человечества, сегодня она выглядит тотально иррациональной… подбрасывать оружие боевикам? холить оппозицию в сенате за океаном? Использовать зарин напоказ как запал? Этих фактов слишком мало чтобы как-то внятно объяснить эту национальную панику, обернувшуюся национальной бойней.
Путину приходится действовать в этой ситуации чуть ли не на ощупь, без поддержки на Западе. Во всяком случае, идея отказа правительства Асада от химического оружия и согласие на его уничтожения под эгидой наблюдателей – одно из тех решений, где победный бросок дзюдоиста был непредсказуем. И весь цивилизованный мир разом заговорил о том, что этот шаг российского президента (живой акт очередной замечательной русской идеи) заслуживает высшей награды - Нобелевской премии мира.
Но дадут ли президенту России премию мира? Вот в чем интрига! Не секрет, что Нобелевская премия все чаще выступает не как высший акт общечеловеческого признания исключительности деяний личности, но синтезируется с примесью политических ингредиентов и частных симпатий и антипатий.
Возвращаясь к заданному вопросу, справедливо сказать, что ответ знает только Дао...