Без немедленного подписания Кабулом двустороннего соглашения о пребывании американских войск в Афганистане после 2014 года у США не остается другого выбора кроме как начать планировать период после 2014 года, где не будет присутствия ни американских войск, ни войск НАТО. Об этом президента Хамида Карзая предупредила лично советник Белого дома по национальной безопасности Сьюзан Райс, посетившая афганскую столицу.
Чем же прогневал афганский лидер своего главного спонсора и союзника США и о каком соглашении идёт речь?
Соглашение о сотрудничестве двух сторон в вопросах безопасности и обороны Афганистана является основной частью их общего договора о стратегическом сотрудничестве. Соглашение - достаточно объёмный документ, в котором детально, как на том настаивал Кабул, прописано всё, в том числе юридический статус американских военных баз, американских военнослужащих и гражданских лиц, какие обязательства берут на себя США в плане безопасности и обороны Афганистана, и как они намерены их выполнять.
Особенно подробно прописаны сторонами понятие "иностранной агрессии" и обязательства США в этой связи, чему посвящена целая статья (6-я). В Кабуле не скрывали, что понятие Соединёнными Штатами "иностранной агрессии" для афганской стороны принципиально главное в этом соглашении. Почему? Связано это с Пакистаном, который последовательно реализует выдвинутый им же тезис: коль скоро он является частью афганской проблемы, значит - он должен быть и частью её решения. Причём в эту часть входят и такие вопросы, как назначение Кабулом глав своих силовых ведомств, а также отношения Кабула с Дели и вообще – объёмы индийского присутствия в Афганистане, особенно по линии военно-технического сотрудничества.
Выяснение отношений Кабула с Исламабадом всё больше смахивают на перетягивание каната, где одна команда заведомо слабее другой. Третейский же судья, в роли которого выступает Белый дом, однозначно на стороне сильнейшей. Достаточно вспомнить недавний визит пакистанского премьера Наваза Шарифа в Вашингтон, к президенту США Бараку Обаме. По окончании гостевого ужина хозяин Белого дома ещё раз напомнил всем о статусе Пакистана как "стратегического партнёра США". При этом Барак Обама как бы "предупредил" Наваза Шарифа на тот счёт, что если Пакистан и впредь рассчитывает на защиту США, то он обязан с должным уважением относиться к суверенитету Афганистана.
Но одно дело - предупредить, другое – насколько это осуществимо. Гражданские власти Пакистана, как известно, не контролируют свои военные ведомства. В свою очередь военные ведомства далеко не всегда контролируют свои части и подразделения. Поэтому, несмотря на все заявления Исламабада, он на сегодняшний день не может воспрепятствовать пусть ограниченным военным действиям пакистанской стороны на афганской территории, что нередко происходит и что Кабул рассматривает как агрессию.
Так что же обещает 6-я статья американо-афганского Соглашения? США обязуются оказывать Афганистану всю необходимую помощь, в том числе и военную, не только в случае явной агрессии, но и в случае её угрозы. Именно на такой формулировке с акцентом на угрозы агрессии и настаивал Кабул. Тем не менее Хамид Карзай этого соглашения не подписал, несмотря на то, что в политической и военной элите страны существует устойчивое мнение: если США уйдут, то ни одно другое государство не осмелится в одиночку взять на себя ответственность за помощь Афганистану.
Хамид Карзай не подписал этого соглашения несмотря и на то, что оно было единодушно одобрено Лойя джиргой (традиционным афганским собранием старейшин для принятия судьбоносных для страны решений), собранной по этому случаю по его же инициативе. На заключительной сессии Лойя джирги Хамид Карзай в своей более чем эмоциональной речи, в присутствии посла США, объяснил, почему он не подписывает соглашения. Он не верит больше обещаниям Соединённых Штатов и взятым ими на себя обязательств в вопросе достижения мира в Афганистане, несмотря на то, что уверен: ключ к миру в Афганистане находится именно в их руках. "Так пусть они сначала обеспечат Афганистану стабильность и мир, а потом подпишу", - заверил он участников джирги.
Насчёт США и ключей к миру в их руках Карзай, безусловно, прав. США никак не могут определиться в отношении Пакистана в контексте афганской проблемы, что во многом мешает стабилизации ситуации. Но есть в этой коллизии одна существенная деталь. А именно - ответственность за проведение Лойя джирги Хамид Карзай полностью возложил на Себгатуллу Моджадедди, бывшего спикера палаты сената, назначив его председателем комиссии по организации джирги, а затем и председателем самой джирги. И именно Моджадедди обрушился на Хамида Карзая с критикой, назвав его отказ подписать соглашение большой ошибкой, заявив, что он не имеет на это никакого права, и вообще - пообещал уехать из страны, если Карзай не изменит своего решения.
Хамид Карзай к Моджадедди относится с огромным пиететом. Поговаривают даже, что 88-летний Себгатулла Моджадедди, потомственный хазрат из известного и влиятельного клана основателей ордена Накшабандия, фактически является его советником во многих вопросах. И вряд ли Хамид Карзай не мог не знать, какую резолюцию примет джирга под председательством его кумира.
А не было ли это, в таком случае, хорошо сыгранным спектаклем? Спектаклем накануне выборов, которые предстоят в апреле 2014 года? По мнению многих афганских экспертов, так оно и есть. Игра, конечно, острая, но она стоит свеч. Дело в том, что афганской "улице" нравится, когда человек открыто отстаивает свое мнение, личная смелость почитается за высокое достоинство. Уходящий в отставку глава государства Хамид Карзай хотел бы заручиться симпатией "улицы" - для того, чтобы усилить шансы своего ставленника в серьезной борьбе за президентское кресло, как и для того, чтобы обеспечить гарантии собственной безопасности, которые на сегодня остаются под вопросом.